27 февраля 2024. Вторник седмицы 39-й по Пятидесятнице. Евангельское чтение: Мк 13, 14-23.
"Когда же увидите мерзость запустения, реченную пророком Даниилом, стоящую, где не должно,- читающий да разумеет,- тогда находящиеся в Иудее да бегут в горы; а кто на кровле, тот не сходи в дом и не входи взять что-нибудь из дома своего; и кто на поле, не обращайся назад взять одежду свою.
Горе беременным и питающим сосцами в те дни. Моли́тесь, чтобы не случилось бегство ваше зиму. Ибо в те дни будет такая скорбь, какой не было от начала творения, которое сотворил Бог, даже доныне, и не будет.
И если бы Господь не сократил тех дней, то не спаслась бы никакая плоть; но ради избранных, которых Он избрал, сократил те дни. Тогда, если кто вам скажет: вот, здесь Христос, или: вот, там,- не верьте. Ибо восстанут лжехристы и лжепророки и дадут знамения и чудеса, чтобы прельстить, если возможно, и избранных.
Вы же берегитесь. Вот, Я наперед сказал вам всё".
В сегодняшнем Евангельском чтении мы слышим продолжение ответа Спасителя на вопрос апостолов, когда произойдет предсказанное Им разрушение Иерусалима. Города, жители которого в большинстве своем так и не приняли Христа, не узнали в Нем Бога, но в ожесточении своем распяли Его. В сознании апостолов разрушение Иерусалима (событие имело место в 70-м году от Рождества Христова) и Второе Пришествие Христово будет одним событием. Христос не опровергает их заблуждения, так как гибель Иерусалима это прообраз последних времен. Тяготы, которые предстояло претерпеть осажденным иерусалимлянам - прообраз страданий от греха людей, живущих в последние времена. В Откровении Иоанна Богослова говорится о том, что падшие духи будут выпущены в последние времена из бездны и, посредством греховных страстей, получат власть над людьми, "которые не имеют печати Божией на челах своих" (Откр 9, 4). Добродетель оскудеет, будет духовный голод.
Мерзость запустения, о которой говорил еще пророк Даниил в Ветхом Завете, будет стоять где не должно, то есть на святом месте. Это говорится о разрушении и осквернении Иерусалимского храма, хотя это так же образ, относящийся к последним временам и к душе каждого из нас. Люди теряют ценности, благочестивые обычаи. На смену им приходит расчет и страх, доводящий людей до безумия. Например, раньше вся жизнь христианина была связана с памятью святых. Родился в такой то день человек - его называли по памяти святого, память которого совершалась. А сейчас говорят, что человек дракон, змей, козерог. Вместо научения с детства молитве, страху Божию, учат строить карьеру, передают свои ценности - земное благополучие. Знаем, что в воскресный день и в праздники большие, мы должны посетить храм, почитать Евангелие, но проводим этот святой день за любыми занятиями, а на святое нет времени. Приходим в храм и просим - дай Господи то-то, избавь от того-то, а чтобы покаяться в грехах на исповеди, попросить о самом главном - исправлении жизни, об этом мало кто заботится. В жизни когда-то крещеного человека, который в крещении обещал Богу умереть для жизни греховной и восстать для новой, святой, святое оказывается в запустении и на его месте то, что мерзко перед Богом.
Далее, по объяснению толкователей, Господь продолжает речь именно о последних временах мира: "тогда если кто вам скажет: вот, здесь Христос, или: вот, там, - не верьте. Ибо восстанут лжехристы и лжепророки и дадут знамения и чудеса, чтобы прельстить, если возможно, и избранных. Вы же берегитесь. Вот, Я наперед сказал вам всё". Лжехристы и лжепророки это предтечи антихриста, который превзойдет их всех в беззаконии и в чудесах, чтобы прельстить людей. Кто примет их? В переводе с греческого языка, на котором и писалось Евангелие апостолом Марком, приставка "анти" означает "вместо". Антихрист это тот, кто вместо Христа. То есть человек, у которого на святом месте в жизни что-то иное - благополучие, здоровье, карьера. Такой уже сейчас в своей жизни отрекается от Господа и погубит душу, если не покается.