25 февраля 2024. Неделя о мытаре и фарисее. Евангельское чтение: Лк 18, 10-14.
Во Имя Отца и Сына и Святаго Духа!
Сегодняшний воскресный день газывается "Неделя о мытаре и фарисее". С сегодняшнего дня в храме начинают звучать покаянные молитвы первой подготовительной недели перед Великим постом. В подвиг Великого поста нам следует входить постепенно. Поэтому характер службы только немного начинает изменяться. На Всенощном бдении поется коленопреклоненное песнопение "Покаяния отверзи ми двери", а на литургии читается Евангельское повествование о мытаре и фарисее.
"Два человека вошли в храм помолиться: один фарисей, а другой мытарь". Фарисеи считали, что Богу угодны те люди, которые исполняют внешние дела благочестия - постятся, регулярно посещают храм, блюдут букву Закона. В этом спасение, считали они. А о чистоте души, делах любви, неосуждении, они не заботились. Апостол Павел так описывает их: «Люди самолюбивые, сребролюбивые, гордые, надменные, злоречивые, имеющие вид благочестия, силы же его отвергшиеся» (Тим. 3:2-5).
Фарисей самодовольно встал в передней части храма и обратился к Богу так: "Боже! благодарю Тебя, что я не таков, как прочие люди, грабители, обидчики, прелюбодеи, или как этот мытарь: пощусь два раза в неделю, даю десятую часть из всего, что́ приобретаю". Все свои добродетели, пусть и только кажущиеся, фарисей приписывает себе, но не Богу.
Мытари это те, кого ненавидели иудеи. Они собирали с богоизбранного народа налоги в пользу римских оккупантов. Не жалели и бедняков, забирая у тех последнее. Кроме того, они брали лишнее чтобы обогатиться самим. Презрительное отношение окружающих и собственная совесть обличали мытаря. Он понимал, что по справедливости должен быть осужден, надеяться остаётся только на милосердие Божие. Потому "стоя вдали, не смел даже поднять глаз на небо; но, ударяя себя в грудь, говорил: Боже! будь милостив ко мне грешнику"!
Господь заключает притчу словами: "Сказываю вам, что сей пошел оправданным в дом свой более, нежели тот: ибо всякий, возвышающий сам себя, унижен будет, а унижающий себя возвысится".
Фарисейство свойственно каждому из нас. Себя мы оправдываем, ближних осуждаем, мы высокого мнения о себе. Внешнее исполнение закона гораздо важнее для нас внимательной духовной жизни, заботы о чистоте помыслов. Нередко люди переживают, можно ли причащаться - вчера съела конфет или рыбу. А о том, что вчера ругались, не помогли кому-то, искренно переживают не многие. Молитвенное правило вычитано все и человек идет к причастию, а молился ли, или ни минуты не обращался к Богу ни дома ни во время богослужения? «Ты лучше молочка постом выпей, да человека не ешь», говорил архимандрит Павел (Груздев).
Добродетель совершаемая втайне часто непонятна нам. Фарисей тешит самолюбие, а мытарь в покаянии наоборот испытывает к себе неприязнь. Фарисей делает добрые дела для себя - у него повышается самооценка, уверенность в своём спасении, он чувствует себя учителем, который вправе судить других. Но основа по настоящему добрых дел это чувство противоположное - самопожертвование. По сути, фарисей сделал из себя кумира. Через внешне добрые дела он удаляется от Бога, а не приходит к Нему, как должно было бы быть. Он не ощущает все более нужды в Спасителе, но чувствует себя спасенным.
Многие толкователи церковных правил объясняют, что на предстоящей неделе не будет поста в среду и пятницу именно поэтому. В воспоминание того, что пост - не самоцель, а спасительное средство, данное нам Богом. Средство, помогающие увидеть свои грехи и прибегнуть в покаянии к благодати Божией, исцеляющей нас.
Вчера на литургии читалось Евангелие, в котором Господь указывает нам на необходимость непрестанно обращаться к Нему в молитве. Была прочитана притча о неправедном судье, который заступился за вдовицу, чтобы та оставила его в покое. В этом неправедном судье некоторые толкователи видят образ Господа. Ведь если бы Бог был справедлив к нам, мы давно оказались бы на дне ада. А из сегодняшнего Евангельского повествования мы узнаем о том, что для того, чтобы получить от Господа оставление наших грехов, мы сами должны себя осудить. Чем больше мы себя праведно осудим, тем более несправедливым будет суд над нами. Тем большее оправдание мы получим.
Какой урок нам следует извлечь из повествования о мытаре и фарисее? Не соблюдать больше дел внешнего благочестия, считать что пост, посещение храма - что то маловажное? Господь говорит об этом так: "сие надлежало делать, и того не осталять" (Лк 11, 42). Одно не должно делаться за счет другого. Нельзя отклоняться от правильного пути ни в право (как фарисей), ни влево (как мытарь до покаяния). В предстоящие дни Великого поста наша задача состоит в том, чтобы мы прозрели, подобно мытарю, от своей фарисейской гордости. "Слепота наша в том, что считаем себя зрячими: слишком горды мы. Мы все видим, все переживаем, только не видим греха своего, и оттого слепы, и грех остается в нас!", говорил святой праведный Алексий Мечев.
Порой для понимания сути мытаря и фарисея, для того, чтобы мы поняли вред гордости и пользу смирения, бывает хорошо отойти от высоких слов. Рассказывают о двух семьях, которые жили по соседству. В одной был мир, они всегда ходили вместе и их лица светились от счастья. В другой семье часто случались ссоры. Между земельными участками этих семей отсутствовал забор, лишь ограждение из густых кустов. И вот однажды, после очередной ссоры, жена говорит мужу: "сходи, посмотри как живут наши соседи? В чем секрет их счастья? Почему они никогда не ругаются?". Утром муж аккуратно пробрался сквозь кусты и, притаившись, стал наблюдать. Вот сосед заходит из огорода в дом и нечаянно задевает стоявшее у двери ведро - его жена только что помыла весь дом. Вся грязь выливается на пол. Супруга подбегает - "Ой, ты извини, совсем я бестолковая, поставила ведро на проходе у двери, сейчас все уберу". Сосед ей в ответ: - "да ты что! Это ты меня прости, хожу, под ноги не смотрю. Ты убиралась, а я все разлил, сейчас все уберу". Они друг другу помогли и быстро все вытерли и стали еще радостнее, чем были.
Увидев эту картину, муж вернулся домой и сел пить кофе. К нему подходит жена: - "Ну что, посмотрел как они живут? Понял секрет их счастья?" - "Да", отвечает муж, "они от нас очень отличаются. У них все виноваты, а у нас все правы".
Сегодня Церковь призывает нас увидеть, что мы виноваты. Перед Богом и ближними. Без этого пост не приведет нас к Богу.