4 марта 2024. Понедельник седмицы мясопустной. Евангельское чтение: Мк 11, 1-11.
В сегодняшнем Евангельском чтении мы слышим о том, как Спаситель за несколько дней до крестных страданий вошел в Иерусалим.
"Когда приблизились к Иерусалиму, к Виффагии и Вифании, к горе Елеонской, Иисус посылает двух из учеников Своих и говорит им: пойдите в селение, которое прямо перед вами; входя в него, тотчас найдете привязанного молодого осла, на которого никто из людей не садился; отвязав его, приведите. И если кто скажет вам: что вы это делаете? - отвечайте, что он надобен Господу; и тотчас пошлет его сюда. Они пошли, и нашли молодого осла, привязанного у ворот на улице, и отвязали его. И некоторые из стоявших там говорили им: что делаете? зачемотвязываете осленка? Они отвечали им, ка́к повелел Иисус; и те отпустили их. И привели осленка к Иисусу, и возложили на него одежды свои; Иисус сел на него. Многие же постилали одежды свои по дороге; а другие резали ветви с дерев и постилали по дороге. И предшествовавшие и сопровождавшие восклицали: осанна! благословен Грядущий во имя Господне! благословенно грядущее во имя Господа царство отца нашего Давида! осанна в вышних! И вошел Иисус в Иерусалим и в храм; и, осмотрев всё, как время уже было позднее, вышел в Вифанию с двенадцатью".
Иисус из Назарета, который три с половиной года проповедовал в Иудее, вошел в этот древний город. Жители встречали Его как Мессию, которого люди ждали со дня грехопадения. Встречали так потому, что весь народ был восхищен многочисленными чудотворениями, совершенными Господом, а особенно чудом, свидетелями которого накануне были многие. Иисус воскресил из мертвых своего друга Лазаря, который был во гробе уже четыре дня. В пещере, где находился гроб, уже смердело. Христос Своим словом вернул Лазаря к жизни. Произошедшее укрепило веру апостолов, также и многие иудеи наконец-то поняли, что Христос и есть обетованный Спаситель. Но некоторые, несмотря на увиденное, пошли и рассказали фарисеям о том, где находится Господь, чтобы те схватили и погубили Его. Фарисеи составили план - убить Лазаря, чтобы, видя воскрешенного, иудеи не становились учениками Спасителя.
Это один из примеров греха хулы на Духа Святого, который, как учил Спаситель, не простится ни в этом веке, ни в будущем. Бог Сын явился прикровенно, скрыв от людей Свою Славу. Дух же Святый всегда действует явно. Если человек видит явное чудо, слышит учение, согласное с самым лучшим в его душе, и не обращается, упорствует во зле, как помочь такому? Как его спасти, если он все понимает, но спасения не хочет? Такого нельзя назвать блудным (заблудившимся) сыном Божиим. Такой идёт по пути, уводящему от Бога, не по ошибке, а осознанно. А разве могли те люди не осознавать, что служат злу, если увидели великие чудеса, услышали заповеди Христа, но делали всё, чтобы Господа погубить?
Удивительно ли, что фарисеи составили безумный план убить Самого Христа? Что многие иудеи им помогали? Что апостол Иуда после всего увиденного за несколько лет и услышанного от Спасителя, ищет, как предать Его? Что пройдет четыре дня и почти весь тот народ, который радостно встречал входящего в Иерусалим Господа, будет кричать: "распни Его"?
Если мы посмотрим на себя, то поймем, что в этом ничего удивительного нет. Кто-то, хотя и знает о том, что бессмертная душа важнее тела, важнее здоровья, материального благополучия, заботится только о последнем, а о душе, об исповеди, чтении Евангелия, участии в богослужении нерадит, не старается жить по заповедям. Кто-то ходит в храм, но, по словам святителя Феофана Затворника, "когда по принятии св. таин Тела и Крови Господних, чуть только выходим из церкви, - забываем все, и свое благоговение и Божию к нам милость, и предаемся по прежнему делам самоугодническим, сначала маленьким, а потом и большим, и, может быть, еще прежде четырех дней, хоть не кричим другому: "распни!", а сами распинаем в себе Господа. И все это видит и терпит Господь! Слава долготерпению Твоему, Господи!"
Многие из встречавших Господа, на самом деле не Его чаяли. Им нужно было земное могущество иудейского народа. Господь же пришел дать нам победу над грехом и смертью. А это ли нам нужно? Вместо осуждения иудеев, в безумии своем распявших Спасителя, осудим самих себя. И не будем отчаиваться, прибегнем к Господу. Ведь сегодняшнее чтение говорит нам о том, как Господь начал Свой крестный путь. Как предал Себя за наше спасение.