2 марта 2024. Суббота седмицы 39-й по Пятидесятнице. Евангельское чтение: Лк 20, 45 - 21, 4.
В сегодняшнем Евангельском чтении мы слышим такие слова:
"И когда слушал весь народ, Он сказал ученикам Своим: остерегайтесь книжников, которые любят ходить в длинных одеждах и любят приветствия в народных собраниях, председания в синагогах и предвозлежания на пиршествах, которые поедают до́мы вдов и лицемерно долго молятся; они примут тем большее осуждение. Взглянув же, Он увидел богатых, клавших дары свои в сокровищницу; увидел также и бедную вдову, положившую туда две лепты, и сказал: истинно говорю вам, что эта бедная вдова больше всех положила; ибо все те от избытка своего положили в дар Богу, а она от скудости своей положила все пропитание свое, какое имела".
Сначала мы услышали предостережение Христа, чтобы Его ученики не уподоблялись книжникам - людям, которые изучали Священное Писание, но не понимали его смысл. Эти люди не заботились о чистоте сердца, они имели много грехов и при этом желали казаться праведниками окружающим. Их жизнь не была наполнена служением Богу и ближним. Даже когда они и делали какое-то благочестивое дело, то делали потому, что хотели, чтобы их хвалили. Из себя они сделали кумира, которому они служили и хотели, чтобы и прочие их превозносили. А любовь, если помогает кому-то, то наоборот, забывает о себе. Помогает потому что любит.
Пример такой любви к Богу мы видим у бедной вдовицы, о которой далее ведется повествование. Богу не важна внешняя форма - сколько она положила в церковную сокровищницу. Она принесла все, что у нее было.
Итак, книжники действуют исходя из самолюбия, эгоизма. Делая по-видимому благочестивое дело, они служат себе. Вдовица действует, исходя из самоотверженной любви. Делают внешне они одно и то же действие - жертвуют на храм. Но какие разные мотивы!
Многие интересуются куда поставить свечку в храме, перед какой "сильной" иконой помолиться. Из сегодняшнего евангельского чтения мы узнаём, что Богу важны не внешние наши действия, но то, что внутри. Давно ли мы серьезно готовились к исповеди, стараемся ли жить с другими в мире, помогать ближним, боремся ли с грехами.
Однажды Господь ответил законнику на вопрос о том, к чему нас призывает Священное Писание, в чем суть благочестивой жизни, жизни с Богом: "возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душою твоею, и всем разумением твоим, и всею крепостию твоею: вот первая заповедь. Вторая подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя. Иной большей этих заповеди нет". Заповеди о любви к Богу и к ближним подобны. Бог так любит каждого человека, что предал Себя за него на смерть на Кресте. Потому, делая добро ближним, которые Господу так дороги, мы делаем добро Самому Богу. Утешить, простить, потерпеть недостатки другого, оказать милость может каждый.
Архимандрит Павел (Груздев) рассказывал такой стих:
<<В убогой келье одинокой,
На хладных каменных плитах,
В тиши обители далёкой,
Молился пламенно монах.
Просил у Господа прощенья,
Самоотверженности, сил,
Чтоб побороть те искушенья,
Что он с трудом переносил.
На нём лежало послушанье,
Пришельцев, бедняков кормить,
Но к ним святого состраданья
Не мог в душе он породить.
Был полдень, в келье одинокой
Вдруг Свет лучистый осиял,
И уголок молитвы скромной
Лучею теплою обдал.
И инок увидал в смятеньи
Христа в хитоне пред собой,
Он пал на землю в восхищеньи,
Был полон радости святой.
То был Господь не в час страданья,
Не в час распятья на Кресте,
Не в час молитвы Гефсиманской
С следами крови на лице.
То был Господь, когда полями
На Пасху в град Иерусалим
Спокойно шёл с учениками,
С толпой, грядущею за Ним.
Из глубины души смиренной
В восторге инок возгласил:
"Кто ж я, что Ты, Господь вселенной,
Меня сегодня посетил?"
Тут звон внезапные страданья
В душе монаха возбудил, -
Уже идти на послушанье!
Оставить Господа нет сил...
И он пошёл туда, где ждали
Те, кто так часто голодал,
Кого мученья так терзали,
Что запах хлеба убивал.
Им ныне монастырь казался
Звездою райскою златой,
И хлеб, что щедро раздавался,
Казался трапезой святой.
Окончив инок послушанье,
Обратно в келию спешит,
В душе тревога, ожиданье,
И сердце трепетно стучит.
Ушёл ли Гость неоцененный,
Иль ждёт его Он может быть?
С надеждой тайною святою,
Спешит он дверь приотворить.
И что же? Дивное виденье
Он снова в келье увидал,
И оправдалось ожиданье,
Господь опять пред ним стоял!
И глас Божественный раздался:
"Зачем ты возроптал тогда?
А если б в келье ты остался,
то Я ушёл бы навсегда">>.