11 марта 2024. Понедельник седмицы сырной. Евангельское чтение: Лк 19, 29-40; 22, 7-39.
В сегодняшнем Евангелии мы читаем о том, как Иисус Христос накануне своих крестных страданий установил таинство Евхаристии. В четверг вечером иудеям надлежало закалывать пасхального ягненка. Эта жертва являлась прообразом Жертвы Христовой. Ветхозаветная Пасха была установлена в воспоминание об избавлении богоизбранного народа из египетского рабства и прообразовала наше избавление, совершенное Христом. Избавление от греха, проклятия и смерти. Кровь жертвенного животного являлась прообразом крови Христовой и Его ран, которыми "мы исцелились" (Ис 53, 5).
Христос совершает с учениками ветхозаветную Пасху. Делает это для того, чтобы показать, что ветхозаветный закон Он пришел не нарушить, но исполнить, то есть наполнить смыслом. Если бы не было Жертвы Христовой, не было бы смысла и в древних обрядовых постановлениях. Не было бы смысла приносить животных в жертву, ведь их кровь не способна омыть грехи людей.
Господь уже последние часы с учениками. Близка Его Крестная Смерть. А ученики проявляют свою человеческую немощь. Спорят кто из них больший. Христос, которого они уже исповедали Сыном Божиим, указывает им на Себя, говоря: "цари господствуют над народами, и владеющие ими благодетелями называются, а вы не так: но кто из вас больше, будь как меньший, и начальствующий - как служащий. Ибо кто больше: возлежащий, или служащий? не возлежащий ли? А Я посреди вас, как служащий". Больший в Царстве Божием тот, кто больше служит, отдает себя ближним и не ищет за то наград, званий и похвал.
Однако, несмотря на свои немощи, ученики, некогда последовав за Господом, не отступали от Него. Оставили все и устремились за Иисусом. Потому не было у них даже горницы, где совершить евхаристию. За такую веру Сам Господь обещает им восполнить их духовные недостатки. Произошло это позже - в день Пятидесятницы, когда на учеников сошел Святой Дух.
Также Господь сказал ученикам об их будущей роли на Страшном Суде: "сядете на престолах судить двенадцать колен Израилевых". В чем будет состоять этот суд? Апостолы воспитывались в том же народе, изучали то же Священное Писание. Но они оставили все и последовали за Господом, а большинство иудеев так и не увидели во Христе Бога. Сам вид апостолов лишит не уверовавших оправдания, будет показывать отказавшимся от Христа, что это именно их неправильный выбор. Такие люди сами себя осудят.
Так было во все времена. Кто то веровал, каялся, с Божией помощью преображал свою душу, а кто то так и пребывал до конца дней нераскаянным. Потому святые апостолы, как и прочие святые, которые были и будут во все времена до скончания мира, явятся нашими судьями. Жили мы с ними в одно время, но одни обратились к Богу, а другие нет.