14 марта 2024. Четверг седмицы сырной. Евангельское чтение: Лк 23, 1-34, 44-56.
В сегодняшнем Евангельском чтении повествуется о неправедном суде над Христом, о Его распятии и Крестной Смерти.
"И поднялось все множество их, и повели Его к Пилату, и начали обвинять Его, говоря: мы нашли, что Он развращает народ наш и запрещает давать подать кесарю, называя Себя Христом Царем. Пилат спросил Его: Ты Царь Иудейский? Он сказал ему в ответ: ты говоришь. Пилат сказал первосвященникам и народу: я не нахожу никакой вины в этом человеке. Но они настаивали, говоря, что Он возмущает народ, уча по всей Иудее, начиная от Галилеи до сего места. Пилат, услышав о Галилее, спросил: разве Он Галилеянин? И, узнав, что Он из области Иродовой, послал Его к Ироду, который в эти дни был также в Иерусалиме. Ирод, увидев Иисуса, очень обрадовался, ибо давно желал видеть Его, потому что много слышал о Нем, и надеялся увидеть от Него какое-нибудь чудо, и предлагал Ему многие вопросы, но Он ничего не отвечал ему. Первосвященники же и книжники стояли и усильно обвиняли Его. Но Ирод со своими воинами, уничижив Его и насмеявшись над Ним, одел Его в светлую одежду и отослал обратно к Пилату. И сделались в тот день Пилат и Ирод друзьями между собою, ибо прежде были во вражде друг с другом. Пилат же, созвав первосвященников и начальников и народ, сказал им: вы привели ко мне человека сего, как развращающего народ; и вот, я при вас исследовал и не нашел человека сего виновным ни в чем том, в чем вы обвиняете Его; и Ирод также, ибо я посылал Его к нему; и ничего не найдено в Нем достойного смерти; итак, наказав Его, отпущу. А ему и нужно было для праздника отпустить им одного узника. Но весь народ стал кричать: смерть Ему! а отпусти нам Варавву. Варавва был посажен в темницу за произведенное в городе возмущение и убийство. Пилат снова возвысил голос, желая отпустить Иисуса. Но они кричали: распни, распни Его! Он в третий раз сказал им: какое же зло сделал Он? я ничего достойного смерти не нашел в Нем; итак, наказав Его, отпущу. Но они продолжали с великим криком требовать, чтобы Он был распят; и превозмог крик их и первосвященников. И Пилат решил быть по прошению их, и отпустил им посаженного за возмущение и убийство в темницу, которого они просили; а Иисуса предал в их волю. И когда повели Его, то, захватив некоего Симона Киринеянина, шедшего с поля, возложили на него крест, чтобы нес за Иисусом. И шло за Ним великое множество народа и женщин, которые плакали и рыдали о Нем. Иисус же, обратившись к ним, сказал: дщери Иерусалимские! не плачьте обо Мне, но плачьте о себе и о детях ваших, ибо приходят дни, в которые скажут: блаженны неплодные, и утробы неродившие, и сосцы непитавшие! тогда начнут говорить горам: падите на нас! и холмам: покройте нас! Ибо если с зеленеющим деревом это делают, то с сухим что будет? Вели с Ним на смерть и двух злодеев. И когда пришли на место, называемое Лобное, там распяли Его и злодеев, одного по правую, а другого по левую сторону. Иисус же говорил: Отче! прости им, ибо не знают, что делают. И делили одежды Его, бросая жребий.
Было же около шестого часа дня, и сделалась тьма по всей земле до часа девятого: и померкло солнце, и завеса в храме раздралась по средине. Иисус, возгласив громким голосом, сказал: Отче! в руки Твои предаю дух Мой. И, сие сказав, испустил дух. Сотник же, видев происходившее, прославил Бога и сказал: истинно человек этот был праведник. И весь народ, сшедшийся на сие зрелище, видя происходившее, возвращался, бия себя в грудь. Все же, знавшие Его, и женщины, следовавшие за Ним из Галилеи, стояли вдали и смотрели на это. Тогда некто, именем Иосиф, член совета, человек добрый и правдивый, не участвовавший в совете и в деле их; из Аримафеи, города Иудейского, ожидавший также Царствия Божия, пришел к Пилату и просил тела Иисусова; и, сняв его, обвил плащаницею и положил его в гробе, высеченном в скале, где еще никто не был положен. День тот был пятница, и наступала суббота. Последовали также и женщины, пришедшие с Иисусом из Галилеи, и смотрели гроб, и как полагалось тело Его; возвратившись же, приготовили благовония и масти; и в субботу остались в покое по заповеди".
Иудеи, желавшие погубить Спасителя, привели Его на суд к Пилату - римскому наместнику в оккупированной Иудее. Христа обвиняли в том, что Он желал сделать Себя царем и поднять мятеж против римской власти. Пилат спросил Его:
"Ты Царь Иудейский? Он сказал ему в ответ: ты говоришь". По мысли толкователей, сам вопрос Пилата звучит как насмешка над обвинявшими Христа членами синедриона. Прокуратор видит не мятежника, но Кроткого Человека, который безропотно переносит все оскорбления. Христос и отвечает ему: смотри сам. Я похож на царя? У меня нет ни слуг ни богатства... Абсурдны обвинения иудеев, ведь Царство Христово не от мира сего. Чтобы открыть людям Свое Царство Он и пришел пострадать за нас. Его Царство - Царство любви. Самые могущественные и грозные земные царства разрушались - всегда находилась большая сила, которая сметала их с лица земли. И лишь Царство Божие, Царство любви, вечно.
Порой недоумение вызывает почему Христос ни на суде у Пилата ни на суде у Ирода ничего не говорил в ответ на ложные обвинения. Говорить истину имеет смысл только тем, кто пытается её найти. А тут всем и так все было понятно. Пилату очевидна невиновность Христа. Членам синедриона, приводившим лжесвидетелей, тоже. Толпа состояла из людей, среди которых Господь проповедовал три с половиной года. Совершал множество чудес, исцелял, воскрешал мертвых, учил Евангелию. Кто-то из них, если бы искал истину, нуждался ли еще в каком свидетельстве? И Господь не говорит ни слова обвинявшим Его.
Далее повествуется о шествии Христа на Голгофу: "шло за Ним великое множество народа и женщин, которые плакали и рыдали о Нем. Иисус же, обратившись к ним, сказал: дщери Иерусалимские! не плачьте обо Мне, но плачьте о себе и о детях ваших" Женщины, следовавшие за Господом, плакали из чувства сострадания Безвинному Страдальцу. Но Христос останавливает их. Они не разумеют тайну Креста. Что Христос идет на добровольные страдания за нас. Это наши грехи пригвождают Его ко Кресту. Вы не о том плачете, обращается Он к ним и ко всем тем, кто так и не понял, о чем следует скорбеть, взирая на Крест Господень.
"Когда повели Его, то, захватив некоего Симона Киринеянина, шедшего с поля, возложили на него крест, чтобы нес за Иисусом". Накануне Христа бичевали. Судя по Плащанице, Ему было нанесено такое количество ударов, которое едва ли кто мог перенести и остаться в живых.
Будучи изможден, Он падает под тяжестью Креста. Мимо шел по своим делам с поля некий Симон Киринеянин. От него потребовали, чтобы он нес Крест Христов на Голгофу. Каждый христианин, желающий войти в Небесное Царство, воскреснуть от жизни греховной, должен уподобиться Симону. Тот разделил тяжесть Креста со Спасителем. Нам же следует, взяв свой жизненный крест, сшествовать Христу на Его скорбном пути. В лице Симона человечество участвует в крестоношении. За Христом и Симоном крестным путем пойдет бесчисленное множество христиан - мученики, праведные, преподобные... "Кто Мне служит, Мне да последует; и где Я, там и слуга Мой будет" (Ин 12, 26), слышим мы призыв Господа, обращенный ко всем нам. Дабы не оказаться нам среди безумной толпы, хулившей Христа, без ропота примем весь промысел Божий о нас и о наших близких. Наложим на себя добровольное иго - вступим с началом предстоящей седмицы в подвиг поста и внимательной сугубой молитвы.