7 марта 2024. Четверг седмицы мясопустной. Евангельское чтение: Мк 15, 1-15.
"Немедленно поутру первосвященники со старейшинами и книжниками и весь синедрион составили совещание и, связав Иисуса, отвели и предали Пилату. Пилат спросил Его: Ты Царь Иудейский? Он же сказал ему в ответ: ты говоришь. И первосвященники обвиняли Его во многом. Пилат же опять спросил Его: Ты ничего не отвечаешь? видишь, как много против Тебя обвинений. Но Иисус и на это ничего не отвечал, так что Пилат дивился. На всякий же праздник отпускал он им одного узника, о котором просили. Тогда был в узах некто, по имени Варавва, со своими сообщниками, которые во время мятежа сделали убийство. И народ начал кричать и просить Пилата о том, что́ он всегда делал для них. Он сказал им в ответ: хотите ли, отпущу вам Царя Иудейского? Ибо знал, что первосвященники предали Его из зависти. Но первосвященники возбудили народ просить, чтобы отпустил им лучше Варавву. Пилат, отвечая, опять сказал им: что же хотите, чтобы я сделал с Тем, Которого вы называете Царем Иудейским? Они опять закричали: распни Его. Пилат сказал им: какое же зло сделал Он? Но они еще сильнее закричали: распни Его. Тогда Пилат, желая сделать угодное народу, отпустил им Варавву, а Иисуса, бив, предал на распятие".
В сегодняшнем Евангелии мы читаем о том, как Иисус Христос, после неправедного суда, который ночью произвели над Ним члены иудейского синедриона - старейшины, книжники и первосвященники, был отправлен к Понтию Пилату - римскому прокуратору в оккупированной тогда Иудее. Только с его разрешения обвиняемый мог быть казнен. Пилат также вправе был отпустить Иисуса.
Ранним утром, как повествует Священное Писание, в первом часу (по нашему в семь часов утра), покой римского наместника был нарушен иудейскими старейшинами и толпой народа, следовавшей за ними. Те настаивали, что дело срочное, требовали утверждения обвинительного приговора над Спасителем. Обвиняли Его в том, что Он называл Себя Царем Иудейским, то есть, говорили они, Он бунтовщик. Добавляли и другие лживые обвинения. С самого начала Пилат видит, что перед ним стоит Праведник. Даже иногда сердится на Подсудимого, что Тот молчит, не отвечая ни на какие обвинения, не дает повода Его оправдать. Пилат как бы пытается Ему подсказать: "Ты ничего не отвечаешь? видишь, как много против Тебя обвинений". "Но Иисус и на это ничего не отвечал, так что Пилат дивился".
Пилат боялся отпустить Его, так как иудеи могли донести в Рим, что прокуратор не наказал мятежника. Иудейские старейшины могли и по другому отомстить наместнику императора.
Пилат предпринимает последнюю попытку. Обращаясь к народу, к тому самому, среди которого три с половиной года проповедовал Христос, к людям, среди которых Иисус исцелял больных, воскрешал мертвых, изгонял бесов, к тем людям, которые три дня назад торжественно встречали Его как Царя, идущего в Иерусалим, Пилат предлагает им отпустить Христа ради предстоящей иудейской Пасхи: "хотите ли, отпущу вам Царя Иудейского?".
Но народ требует, чтобы, в связи с Пасхой, был отпущен бандит по имени Варавва.
- "Что же хотите, чтобы я сделал с Тем, Которого вы называете Царем Иудейским?", спрашивает Пилат толпу.
- "Распни Его", слышит он громкий общий крик в ответ.
"Пилат сказал им: какое же зло сделал Он? Но они еще сильнее закричали: распни Его. Тогда Пилат, желая сделать угодное народу, отпустил им Варавву, а Иисуса, бив, предал на распятие". Толпа, желавшая некогда получить от Господа лишь ярких чудес, хлеба и зрелищ, теперь единодушно предает Его на распятие.
Та толпа не состояла из отъявленных негодяев. Это были обычные люди, едва ли они были хуже нас. Для того, чтобы вера каждого из нас не была лишь внешней, а сердце наше при этом в любой момент могло предать Христа, мы должны, с помощью благодати Божией, искать в жизни самого главного - преображения души. Первый шаг к этому - покаяние.
Вера, основанная лишь на внешних чудесах, ищущая только знамений и исцелений, непрочная. Тогда толпа предала Христа, стоящего перед ней. Но есть древнее пророчество, изреченное пророком Иоилем в Ветхом Завете о Страшном Суде: "толпы, толпы в долине суда! Ибо близок день Господень к долине суда!" (Иоил. 1, 1; 3, 14). Ситуация изменится. Христос предстоял перед толпой, но вскоре толпы предстанут перед Его Судом. Кого на самом деле мы предаем, когда не заботимся об исправлении в грехах, когда стыдимся исповедать нашу веру, когда немилосердны, нетерпеливы к ближним? Поступая так, мы предаем свою душу.