17 марта 2024. Прощеное воскресенье. Евангельское чтение: Мф 6, 14-21.
"Ибо если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный, а если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших. Также, когда поститесь, не будьте унылы, как лицемеры, ибо они принимают на себя мрачные лица, чтобы показаться людям постящимися. Истинно говорю вам, что они уже получают награду свою. А ты, когда постишься, помажь голову твою и умой лице твое, чтобы явиться постящимся не пред людьми, но пред Отцом твоим, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно. Не собирайте себе сокровищ на земле, где моль и ржа истребляют и где воры подкапывают и крадут, но собирайте себе сокровища на небе, где ни моль, ни ржа не истребляют и где воры не подкапывают и не крадут, ибо где сокровище ваше, там будет и сердце ваше".
Во Имя Отца и Сына и Святаго Духа!
Последний воскресный день перед Великим постом называется прощеным воскресеньем. В предстоящие постные дни наша душа должна преобразиться, воскреснуть от жизни греховной.
Живя не по заповедям, удалившись от Бога, мы немало страдаем. Каково же нам будет мучиться вечно, если мы так и не исправимся? Часто мы даже не замечаем свои грехи, видим в основном только недостатки окружающих нас людей. А это, по наблюдениям святых отцов, признак наиболее опасного духовного состояния. Осознающий свои грехи борется с ними. Он видит эту опасность. А тот, кто мыслит о себе, как о вполне хорошем человеке, подобен больному, у которого отказали нервные окончания. Его рука оказалась рядом с огнем, а он не чувствует жара, рефлекторно не отдергивает руку от опасности. Потому святые, зная, что Господь всегда готов нас принять, простить и исцелить, что в покаянии наше спасение, говорили, что увидеть ангела, знать будущее – ничто, а видеть свои грехи – велико.
С чего Церковь предлагает нам, осуетившимся, начать путь покаяния, ведущий к встрече с Воскресшим Господом? С того, чтобы посмотреть на себя со стороны, глазами наших близких, попросить у них прощения. Это очень хорошо может помочь нам увидеть наши греховные болезни.
В сегодняшнем Евангельском чтении звучат слова Господа: «Ибо если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный, а если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших» (Мф 6, 14-15).
Во время богослужения эти слова читаются на славянском языке и звучат так: «если отпускаете человеком согрешения их, отпустит и вам Отец ваш Небесный». Славянский язык использует то слово, которое знакомо нам и с другим смыслом. Пожилые люди, которые часто болеют, хорошо знают как важно, чтобы хотя бы на время обострившаяся у них болезнь утихла, чтобы «отпустило». Как важно для души, чтобы яд вражды, злопамятства и обид, отравляющий наши отношения с ближними, уврачевался взаимным и искренним испрашиванием прощения. Чтобы вражда сменилась жизнью в согласии, в помощи друг другу. Важно не просто сказать другому прости, но чтобы при этом в сердце мы исцелились от обид, чтобы нас "отпустило". Архимандрит Павел (Груздев) замечал: "как червь, истачивая дерево, уничтожает его, так злоба в сердце омрачает душу".
Часто в своих обидах мы совсем забываем, к чему призывает нас Господь, в чем наше счастье. Один монах путешествовал по горам Абхазии. Он спрашивал у встречавшихся ему людей: что вам нужно для того, чтобы быть счастливыми? Один человек сказал ему: я хочу наконец-то одержать победу в давнем споре с соседями. Тяжба между нами началась еще во время молодости моего деда. На деньги, которые мы потратили в судах, доказывая, что спорный участок земли принадлежит нашей семье, можно было бы уже купить большое поле. И вот, я буду счастлив, если смогу отнять у соседа все его имущество, а его, в наказание за все обиды, смогу надолго посадить в тюрьму. Чем хуже ему будет, тем бо́льшим будет моё счастье.
Такое представление о счастье, основанное на гордости, неуступчивости, сребролюбии и прочих греховных страстях часто можно встретить в современном мире. А к чему призывает нас Господь?
В Евангелии от Матфея мы читаем: "благотворите ненавидящим вас". (Мф 5,44) Разве можно найти счастье в том, чтобы не просто терпеть неприятного нам человека, но и еще быть вынужденным постоянно делать ему добро? Не будет ли такая жизнь для нас невыносимой мукой? Вот что об этом пишет святитель Николай Сербский в одном из своих миссионерских писем.
"Заповеди Христа кажутся неисполнимыми тому, кто ни разу не попытался их исполнять. Например, Господь сказал: "благотворите ненавидящим вас" (Мф 5,44), а ты с удивлением спрашиваешь: "Разве это возможно? Разве такая заповедь не противна человеческой природе?". Ты никогда не спросил бы, если хотя бы раз в жизни попытался сделать добро человеку, который тебя ненавидит. А если бы попытался, знал бы, что эта заповедь Господа исполнима и согласна с лучшей человеческой природой. Рассказывал нам один крестьянин: "Между мной и соседом выросла вражда, словно терние: в глаза друг другу не могли смотреть. Как-то зимней ночью мой маленький сын читал мне вслух Новый Завет, и, когда он прочитал слова Спасителя: благотворите ненавидящим вас, я крикнул ребенку: "Хватит!".Всю ночь не мог я заснуть, все думал и думал, как мне исполнить эту заповедь Божию. Как мне сделать доброе дело для своего соседа? И однажды услышал я из соседского дома громкий плач. Расспросив, я узнал, что налоговые власти угнали у моего соседа весь скот, чтобы продать его за долги. Как молния пронзила меня мысль: вот, дал тебе Господь возможность сделать добро соседу! Я бегом в суд, заплатил налоги за человека, который ненавидел меня больше всех на свете, и вернул его скотину обратно. Когда он об этом узнал, то долго в задумчивости ходил вокруг своего дома. Когда стемнело, он окликнул меня по имени. Я подошел к изгороди. – Зачем ты звал меня? – спросил я его. Он разрыдался мне в ответ и, не в силах выговорить ни слова, плакал и плакал. И с тех пор мы живем в большей любви, чем родные братья. Вот какие сладкие и чудесные плоды приносит исполнение заповедей Божиих".
О прощении архимандрит Павел (Груздев) учил так:
"обидел ли кто тебя - огради крестным знамением грудь: вспомни, что происходило на Кресте - и все погаснет..."
"пожалей обижающего тебя, ибо он одержим лютым зверем - яростию, демоном неистовым - гневом";
"обидящему прощай, и Господь тебя простит";
"лучше быть в обиде, чем в обидчиках".
Возможно, сердце и принимает эти высокие евангельские истины, но жить так у нас не выходит, часто мы поступаем противоположно... Сам Господь свидетельствует, что жить по заповедям мы не сможем, если будем рассчитывать только на свои силы. "Без Меня не можете делать ничего" (Ин 15,5). Но также Спаситель обещает свою помощь всякому, с верой обращающемуся к нему, просящему об исправлении в грехах: "приходящего ко Мне не изгоню вон" (Ин 6,37), "ибо всякий просящий получает, и ищущий находит, и стучащему отворят" (Мф 7,8). Где же Господь пожелал, чтобы мы получали духовное исцеление?
Своим апостолам Он сказал: "ихже аще оставите грехи, оставятся им, ихже аще держите, удержатся". Так было установлено таинство исповеди. Здесь используется то же слово - оставить, которое имеет значение не только простить, но и получить выздоровление. Ведь получить только прощение мало. Станет ли счастлив пьяница, блудник или вор, человек, одержимый той или иной греховной страстью, если его только простить? Таким необходимо исцеление от греховного порока. Господь подает нам и прощение и помощь в таинствах исповеди и причастия, к которым мы непременно должны приступать не реже, чем четыре раза в год - во время многодневных постов. Без них пост утрачивает свой смысл, превращаясь лишь в диету. Тем, кто никогда еще не исповедовался, полезно было бы почитать книги для подготовки к исповеди: "Опыт построения исповеди", "В помощь кающимся". Духовное чтение очень важно в эти дни. Ведь в первую очередь нашему посту, напряженной духовной работе, мешают рассеивающие нас телевизор, компьютер, пустые разговоры. Хотя бы часть этого времени следует потратить на чтение духовной литературы.
Людям, которые постятся в первый раз, а также тем, у кого есть физические немощи, не следует изнурять себя непомерным воздержанием. Им следует посоветоваться со священником на исповеди о том, что вкушать в эти дни. Важно позаботиться и о наших близких, которые не могут дойти до храма. Лучшим проявлением нашей заботы о них было бы организовать их исповедь, причастие и соборование, пригласив священника домой или в больницу. Как это сделать, могут подсказать за свечным ящиком в храме. С помощью Божией, примирившись с ближними, постараемся провести время Великого поста с духовной пользой.