13 марта 2024. Среда седмицы сырной. Чтение из Священного Писания: Иоил 2, 12-26; 3, 12-21.
Церковь продолжает готовить христиан к вступлению в Великий пост. В предыдущие воскресные дни были прочитаны отрывки из Евангелия, побуждающие нас к покаянию. В последнее воскресенье читалось евангельское повествование о Страшном суде. А сегодня за богослужением Евангелие не читается. Вместо литургии совершается покаянная служба, которая по своему строю близка к великопостной.
На ней впервые в году читается постовая коленопреклоненная молитва Ефрема Сирина. Вместо Евангелия читается паремия - отрывок из Священного Писания Ветхого Завета. В читаемом сегодня фрагменте из книги пророка Иоиля слышен призыв к правильному, нелицемерному покаянию.
Образно представив Господа, который придет с ангелами в день страшного суда, как непобедимого военачальника, которому никто не может противиться, пророк призывает: "Но и ныне еще говорит Господь: обратитесь ко Мне всем сердцем своим в посте, плаче и рыдании.
Раздирайте сердца ваши, а не одежды ваши, и обратитесь к Господу Богу вашему; ибо Он благ и милосерд, долготерпелив и многомилостив и сожалеет о бедствии". К Господу следует обратиться в самом сердце, пересмотреть и исправить свою жизнь, а не только выполнить внешние обряды. Кающемуся грешнику обещается милость и помощь Божия.
"Кто знает, не сжалится ли Он, и не оставит ли благословения, хлебного приношения и возлияния Господу Богу вашему?" По мнению толкователей, слова "кто знает" используются для того, чтобы вселить в грешника надежду на прощение, но и не уверить его в этом, чтобы кающийся не впал в нерадение, будучи убежденным, что Бог в любом случае простит.
"не предай наследия Твоего на поругание, чтобы не издевались над ним народы; для чего будут говорить между народами: где Бог их?» верующие в Истинного Бога, если они живут в грехах, подают повод язычникам смеяться над их верой: "где Бог их?", "они живут хуже нас, а говорят, что их Бог истинный".
"ответит Господь, и скажет народу Своему: вот, Я пошлю вам хлеб и вино и елей, и будете насыщаться ими, и более не отдам вас на поругание народам". В следующих далее словах кающимся грешникам обещается избавление и милость Божия.
Впрочем, выбор должен быть сделан сейчас, ведь скоро будет суд, на котором окончательно определится вечная участь каждого: "Пусть воспрянут народы и низойдут в долину Иосафата; ибо там Я воссяду, чтобы судить все народы отовсюду... Толпы, толпы в долине суда! ибо близок день Господень к долине суда!" Долина Иосафата находится под стенами Иерусалима. Пророк говорит о ней, как о месте Страшного Суда. В день Второго Пришествия Христова все люди, когда либо жившие на земле, после того, как их душа соединится с воскресшим телом, предстанут перед Судом Божиим в этой долине.
Толкователи поясняют этот образ так. По соседству с долиной Иосафата - долиной суда, находится долина Еннома. По-другому она называется геенна огненная. Названа так потому, что туда сбрасывали мусор из Иерусалима. Чтобы гора мусора с каждым днем не становилась все больше, там постоянно поддерживался огонь, стояло зловоние. Если грехи наши так срослись с нами, что стали частью нас и мы не можем с ними расстаться, то они не дадут нам войти в Небесный Иерусалим - образ Царства Небесного. Грехи потянут нераскаянных грешников в геенну огненную, где "будет плач и скрежет зубов" (Мф 8, 12).
В духовной литературе приводится немало ужасных описаний адских мучений. Однако, это лишь слабые образы вечных страданий, постичь которые мы не можем. Одному человеку было невыносимо тяжело из-за мучившей его болезни. Его увещали, что он страдает за свои грехи. Лучше пострадать здесь, нести крест в терпении и через то спасти душу, говорили ему, но он продолжал роптать. "Хуже чем мне сейчас, ничего уже не может быть", говорил он. Ему явился ангел и предложил: "или ты терпишь болезнь до конца жизни или я на три часа дам тебе ощутить геену огненную. Это будет несравнимо тяжелее, после этого ты получишь исцеление". Обрадованный больной стал умолять о трех часах адских мук, и тут же оказался в кромешной тьме, в пламени, стал испытывать неописуемые страдания. По его ощущениям прошёл уже час, потом второй. Было нестерпимо, но вот вроде бы и третий час закончился, а ангела все нет. Нет его и через сутки, неделю, месяц, год, десятки лет. Когда ангел явился, находившийся все это время в аду сказал ему: "не думал я, что ангел может обмануть". "Я тебя не обманывал, ты был в муках три часа", ответил ангел.
На Страшном Суде грешники услышат: "идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его". Геена огненная не для людей, она для бесов. Однако, если мы привыкли жить, исполняя желания искушающих нас нечистых духов, если мы эгоистичны, гневливы, исполнены нечистых помыслов, ропщим на Бога, то окажемся в месте, предназначенном для бесов.
Тем, кто пойдёт из долины Суда в Царство Божие, в Небесный Иерусалим, Господь скажет: "приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира". Вот где должен быть каждый из нас! Святитель Игнатий Брянчанинов говорил, что человек создан для счастья, как птица для полета. Всякий человек несомненно должен знать, что ещё до того, как Господь сотворил видимый мир, как получили бытие Адам и Ева, Бог знал, что он будет жить. И для него Бог приготовил место в Своем Царстве.
Некоторые толкователи полагают, что самой тяжёлой геенской мукой будет видеть свое место в Небесном Иерусалиме, которого грешник лишился из-за того, что оставил Бога.