Толкование на Евангелие

3 марта 2024. Неделя о блудном сыне. Евангельское чтение: Лк 15, 11-32.

Во Имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Готовя христиан к Великому посту, Церковь предлагает нам лучшие примеры покаяния. Сегодня приводится притча Христа о блудном сыне:
"У некоторого человека было два сына; и сказал младший из них отцу: отче! дай мне следующую мне часть имения. И отец разделил им имение. По прошествии немногих дней младший сын, собрав всё, пошел в дальнюю сторону и там расточил имение свое, живя распутно. Когда же он прожил всё, настал великий голод в той стране, и он начал нуждаться; и пошел, пристал к одному из жителей страны той, а тот послал его на поля свои пасти свиней; и он рад был наполнить чрево свое рожка́ми, которые ели свиньи, но никто не давал ему. Придя же в себя, сказал: сколько наемников у отца моего избыточествуют хлебом, а я умираю от голода; встану, пойду к отцу моему и скажу ему: отче! я согрешил против неба и пред тобою и уже недостоин называться сыном твоим; прими меня в число наемников твоих. Встал и пошел к отцу своему. И когда он был еще далеко, увидел его отец его и сжалился; и, побежав, пал ему на шею и целовал его. Сын же сказал ему: отче! я согрешил против неба и пред тобою и уже недостоин называться сыном твоим. А отец сказал рабам своим: принесите лучшую одежду и оденьте его, и дайте перстень на руку его и обувь на ноги; и приведите откормленного теленка, и заколите; станем есть и веселиться! ибо этот сын мой был мертв и ожил, пропадал и нашелся. И начали веселиться. Старший же сын его был на поле; и возвращаясь, когда приблизился к дому, услышал пение и ликование; и, призвав одного из слуг, спросил: что это такое? Он сказал ему: брат твой пришел, и отец твой заколол откормленного теленка, потому что принял его здоровым. Он осердился и не хотел войти. Отец же его, выйдя, звал его. Но он сказал в ответ отцу: вот, я столько лет служу тебе и никогда не преступал приказания твоего, но ты никогда не дал мне и козлёнка, чтобы мне повеселиться с друзьями моими; а когда этот сын твой, расточивший имение своё с блудницами, пришел, ты заколол для него откормленного теленка. Он же сказал ему: сын мой! ты всегда со мною, и всё мое твое, а о том надобно было радоваться и веселиться, что брат твой сей был мертв и ожил, пропадал и нашелся".

По толкованию святых отцов, сын, который попросил отца дать ему часть имения, являет образ души каждого из нас, когда мы отступаем от Бога. Наши ум, таланты, время, силы, имущество, та благодать, которую мы получили в крещении и причастии - все это дано нам Господом. Когда мы не желаем жить по Божиим законам, то уподобляемся блудному (заблудившемуся, вставшему на неправильный путь) сыну. В каком случае дети получают часть имения отца? После его смерти. Как блудный сын так и мы, когда не желаем жить по Божиим заповедям, когда хотим поступать по-своему, тем самым как бы самим делом говорим нашему Небесному Отцу: "Ты для нас умер. Тебе нет места в моей жизни".

Согласие отца разделить имение - это свобода, которую Бог дал каждому из нас. Бог не неволит нас к добру. Заповеди это просьба Любящего Отца, распявшегося за нас на Кресте: не делайте так - это приведет вас к страданиям.

Дальняя страна - жизнь греховная, жизнь без Бога.

Расточившееся имение и нищета - утрата благодати Божией, смысла жизни, надежды. Это уныние, отчаяние, истощание душевных и телесных сил и добродетелей. 

Нечистые животные, которых пас блудный сын в далекой стране - греховные помыслы, страсти, с которыми мы живём. Слово "страсть" происходит от слова "страдание". Грех больше не доставляет никакой радости. Греховная жизнь мучает. Но жить по-другому человек уже не может. Корм для свиней, которым желал насытиться блудный сын - попытка удовлетворить страстям. Святитель Игнатий Брянчанинов пишет об этом так: "Напрасно вздумал бы человек заглушать эти помышления и ощущения исполнением их: они наиболее невыполнимы! А и выполнение возможных человеку страстных помыслов и мечтаний не уничтожает их: возбуждает с удвоенною силою. Человек сотворен для Неба: одно истинное добро может служить для него удовлетворительною, жизнеподательною пищею".

Первая часть притчи это рассказ о поэтапном удалении сына от отца, вторая - о поэтапном возвращении. Оно начинается, когда он, как сказано, "пришел в себя". Основная мысль притчи в том, что нам никогда нельзя отчаиваться. Нет непоправимых ситуаций. Только нежелание меняться, терпеть последствия своих ошибок, стараться впредь всячески уклоняться от греха, закрывает для нас дорогу назад. Дорогу к Любящему Отцу - Богу. 

Сын взял половину имения и ушел. Проклял ли его отец? Что он делал все эти годы? Сидел у окна и ждал. Осудивший себя сын понимал, что о прощении и речи быть не может. Но от безвыходности пошел в дом отца просить принять его в качестве наемного рабочего, даже раба.

Отец, дождавшись сына, выбежал к нему, обнял, дал ту одежду, в которой сын некогда ходил, живя в его доме, повелел устроить пир. 

Бог, подобно отцу блудного сына, Сам выходит к каждому из нас навстречу, если только мы с раскаянием идем к Нему.

Телец, которого повелел заклать отец от радости - образ Христа, закланного за наши грехи. Пир, устроенный отцом - образ евхаристии. 

"Блажен тот грешник, который, ужаснувшись греховности своей, захочет избавиться от гнетущей его тяжести покаянием", свидетельствует святитель Игнатий Брянчанинов. Только осознав, что мы давно ушли на страну далече, мы сможем по настоящему понять, что хотя мы и блудные дети, но Бог - наш отец. Чтение наставлений подвижников благочестия, их жизнеописаний, крайне важно для осознания нашего духовного состояния. Такому чтению необходимо уделить время в предстоящий пост. Увидев, каким может быть человек, преображенный Богом, мы скорее осознаем свое ничтожество. Со святыми и следует себя сравнивать. Некоторые делают ошибку, считая, что многие живут хуже, чем они, сравнивая себя с прочими людьми, которые совершают те или иные греховные поступки. Придя на прием к врачу мы же не говорим ему: "доктор! Я еще не самый больной человек на земле". 

Мы можем задуматься, несем ли мы свет прочим людям или, напротив, нередко сеем вражду, осуждение. Один священник вспоминал об отце Павле (Груздеве): "Мы сидели со старцем одни в комнате — он что-то делал, а я размышлял. Я думал: «Почему после общения с отцом Павлом, за столом или в церкви, убитые горем люди и отчаявшиеся грешники становились веселыми и жизнерадостными и возвращались домой, как на крыльях?» В этот момент батюшка обернулся ко мне и сказал вслух: «А я их исцеляю» и опять продолжил работу. Тогда я не сразу понял эти слова. Но когда умерла моя мама, ничто не могло успокоить меня, и только общение со старцем полностью исцелило боль. Теперь я понимаю, что Господь дал ему дар исцелять души людей через обычные беседы".

Таковы плоды жизни духовной. Как часто плоды нашей жизни явно свидетельствуют о нечистоте нашей души.

Если бы не скорби, постигшие блудного сына на чужбине, разве он пришёл бы в себя? Разве познал бы, возвратившись, как отец его любит, разве узнал бы, что все эти годы он ждал его у окна? Скорбные обстоятельства нашей жизни призваны подтолкнуть нас обратно к Богу, должны помочь нам прийти в себя, а в итоге мы призваны познать неизреченную любовь Божию к каждому из нас.

Предстоящий нам Великий пост должен стать для нас путём блудного сына к Небесному Отцу.

В дневниках архимандрита Павла (Груздева) мы находим стих, ответ отца брату блудного сына, который огорчился, узнав о том, что брать вернулся и был встречен с любовью:
"В это время шел с работы
старший сын в отцовский дом,
Жил с отцом он без заботы,
не скучал и за трудом.
Дом пред ним, он слышит пенье,
одного зовёт из слуг:
- Разреши недоуменье,
что за пир у нас, мой друг?
- Младший брат твой возвратился,
- говорит слуга в ответ.
- Что ж отец?
- Распорядился, чтоб готовили обед.
Потому что он здоровым
принял сына в этот день
и взглянул он взглядом новым 
на былое, как на тень.
Старший сын, нахмурив брови,
не хотел войти и в дом,
молчаливый и суровый,
он поник своим челом.
Вышел сам отец для зова,
сын пред ним сперва молчал,
наконец, на всё готовый,
так ему он отвечал:
- Сколько лет тружусь я в поле,
не жалея свежих сил,
и твоей отцовской воли
никогда не преступил!
А когда твой сын, гуляка,
есть пришёл твой хлеб опять,
ты, как в день весёлый брака,
пир придумал ему дать.
И велел убить теленка,
чтобы сына угостить,
а мне дал ли ты козлёнка,
чтоб друзей повеселить?
Разве я не сын твой тоже,
что меня ты вдруг забыл?
Нет, мой брат тебе дороже,
он гулял, а я служил!
- Сын мой, ты всегда со мною,
что моё твоё давно.
Ты в довольстве, ты в покое,
как в земле родной зерно.
А твой брат искал свободы,
он оставил дом отца,
чтож мир дал ему? - невзгоды,
в жизни горе без конца.
Жизнь нередко отрезвляет
горем путников земных,
с этим горем, всякий знает,
легче жить в семье родных.
Так и брат твой вынес много
горя в дальней стороне,
не суди его так строго!
Как и ты, он дорог мне.
Я давно с тоской боролся,
вдруг мне брат твой радость дал,
он, потерянный, нашёлся,
не пропал, а пропадал.
Постарайся ж примириться
с братом, жизнь не без конца,
и мы станем веселиться,
что он вздумал возвратиться,
и порадовал отца!"

Читать далее

2 марта 2024. Суббота седмицы 39-й по Пятидесятнице. Евангельское чтение: Лк 20, 45 - 21, 4.

Свидетельство о регистрации средства массовой информации. ЭЛ № ФС77-59984

© 2010. Все права защищены. Покровский ставропигиальный женский монастырь у Покровской заставы города Москвы

Подворья монастыря

Новомученики Покровской обители

Детский приют

Матрона Московская

Новости и события

Подворье в Троице-Лыково

Расписание богослужений

Трапеза для паломников

Новоначальным

Духовное чтение

Толкование на Евангелие

Монашество

Контакты