24 февраля 2024. Суббота седмицы 38-й по Пятидесятнице. Евангельское чтение: Лк 18, 2-8.
"Сказал также им притчу о том, что должно всегда молиться и не унывать, говоря: в одном городе был судья, который Бога не боялся и людей не стыдился. В том же городе была одна вдова, и она, приходя к нему, говорила: защити меня от соперника моего. Но он долгое время не хотел. А после сказал сам в себе: хотя я и Бога не боюсь и людей не стыжусь, но, как эта вдова не дает мне покоя, защищу ее, чтобы она не приходила больше докучать мне. И сказал Господь: слышите, что говорит судья неправедный? Бог ли не защитит избранных Своих, вопиющих к Нему день и ночь, хотя и медлит защищать их? сказываю вам, что подаст им защиту вскоре. Но Сын Человеческий, придя, найдет ли веру на земле?"
В сегодняшнем Евангельском чтении мы слышим как Господь наставлял своих учеников "о том, что должно всегда молиться и не унывать, говоря: в одном городе был судья, который Бога не боялся и людей не стыдился. В том же городе была одна вдова, и она, приходя к нему, говорила: защити меня от соперника моего.
Но он долгое время не хотел. А после сказал сам в себе: хотя я и Бога не боюсь и людей не стыжусь, но, как эта вдова не дает мне покоя, защищу ее, чтобы она не приходила больше докучать мне.
И сказал Господь: слышите, что говорит судья неправедный?
Бог ли не защитит избранных Своих, вопиющих к Нему день и ночь, хотя и медлит защищать их? сказываю вам, что подаст им защиту вскоре. Но Сын Человеческий, придя, найдет ли веру на земле?
Часто Господь как будто и не слышит нас. Иногда потому, что просимое не полезно, иногда потому, что мы не знаем замысла Божия, который разрешит ситуацию лучше, чем мы предполагаем. Любовь Божия к нам не безумна. Давать нам здоровье, благополучие, если это вредно для нашей души, Господь не будет. Он все устраивает с точки зрения вечности. Чтобы ценой нашего сиюминутного счастья не стали вечные страдания. Потому всегда следует добавлять в конце молитвы: "да будет воля Твоя". Но иногда мы просим о казалось бы бесспорно хорошем, например освободить нас от греховной страсти. А Господь как будто и не слышит нас. По мнению толкователей притчи, в сегодняшнем отрывке из Евангелия такие люди и должны находить утешение. С верой продолжать молиться, но не между прочим, а, уделяя правилу и определенное время и силы. Хоть дьявол и внушает нам помыслы неверия, ропота, отчаяния, самооправдания, этот подвиг нам необходим, через такую борьбу мы спасаемся.
Подвижники благочестия часто приводят в пример житие преподобного Павла Послушливого - ученика преподобного Антония Великого. Старец дал ему кружку воды и сказал каждый день ходить и поливать из нее палку, воткнутую в песок посреди пустыни. Вода была далеко, путь под палящим солнцем занимал почти весь день. И приносилась всего кружка воды. Но через два года палка расцвела и стала плодоносить. Вот плод послушания, говорил преподобный Антоний Великий. Некоторые опытные в духовной жизни люди замечали про послушника: "Да, палку-то поливал. А внутри-то какая буря была"! Чтобы у нас появился плод духовный, мы, лишенные Евангельских добродетелей, должны проявить веру, молиться и не унывать.
Далее Господь приводит в пример притчу. Одна вдова долго просила защиты от соперника у лишенного всякого стыда неправедного судьи, и в итоге судья исполнил ее прошение, лишь бы она оставила его в покое. "Бог ли не защитит избранных Своих, вопиющих к Нему день и ночь, хотя и медлит защищать их? Сказываю вам, что подаст им защиту вскоре", слышим мы слова Господа. Кроме буквального смысла - что Бога мы не раздражаем непрестанной молитвой, но наоборот, она приятна Ему, есть еще и глубокий духовный смысл этой притчи.
Вдова это образ души, лишившейся Господа. Соперник - дьявол. Тот, кто все время соперничает с Богом. Кто желает погубить и нашу душу и души всех наших близких, всех людей.
А неправедный судья это чей образ? Господа Бога. Тут все очень понятно. Конечно Бог неправедный. В каком смысле? Если бы Он судил нас по правде, мы все давно должны были бы быть ввержены в геену огненную. А Он, вися на Кресте, распростер руки и призывает нас к Себе. Потому преподобный Исаак Сирин говорил: «Не называй Бога правосудным, ибо правосудие Его не познается на твоих, человек, делах». Потому только и имеем мы надежду на покаяние, на преображение, на спасение, о чем и будем молить Бога и не унывать.