21 февраля 2024. Среда седмицы 38-й по Пятидесятнице. Евангельское чтение: Мк 12, 28-44.
В сегодняшнем Евангельском чтении мы слышим: "Один из книжников, слыша их прения и видя, что Иисус хорошо им отвечал, подошел и спросил Его: какая первая из всех заповедей? Иисус отвечал ему: первая из всех заповедей: слушай, Израиль! Господь Бог наш есть Господь единый; и возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всем разумением твоим, и всею крепостию твоею,- вот первая заповедь! Вторая подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя. Иной большей сих заповеди нет. Книжник сказал Ему: хорошо, Учитель! истину сказал Ты, что один есть Бог и нет иного, кроме Его; и любить Его всем сердцем и всем умом, и всею душею, и всею крепостью, и любить ближнего, как самого себя, есть больше всех всесожжений и жертв. Иисус, видя, что он разумно отвечал, сказал ему: недалеко ты от Царствия Божия. После того никто уже не смел спрашивать Его".
Описанное событие имело место в Великий Вторник, во вторник той недели, на которой Спаситель претерпел крестные страдания и вкусил смерть нашего ради спасения. За несколько дней до этого Он находился в иерусалимском храме и там учил народ. Книжники и фарисеи, видя Его дивные чудеса, наблюдая толпы народа, следовавшие за Ним, бывшие свидетелями Его торжественного Входа в Иерусалим, понимали, что не успевают сделать ничего. Если срочно не предпринять какие-то меры, весь народ оставит их как религиозных учителей и последует за Иисусом.
И вот, один из книжников, пытаясь расставить Господу ловушку, уловить Его в слове, выставить Его напоказ как человека малограмотного в вопросах толкования Священного Писания, приступил к Нему с вопросом. Он, как повествует евангелист Матфей, "искушая Его, спросил, говоря: Учитель! какая наибольшая заповедь в законе?"
Коварство состояло в том, что Ветхий Завет содержал множество заповедей. В пяти Книгах, написанных пророком Моисеем, которые и составляли основу ветхозаветных постановлений, содержится 613 мицвот - религиозных предписаний, заповедей. Немало заповедей содержится и в других Книгах Священного Писания. Со временем они дополнились многими преданиями старцев (религиозных учителей). Нарушить хоть одну заповедь означало подпасть проклятию. "Ходить перед Богом" означало соблюдать все предписания.
Итак, книжник задает вопрос, ответить на который не мог ни один религиозный учитель. Любой ответ на этот вопрос можно легко оспорить, считал он, и, тем самым указать всем на религиозную невежественность Иисуса. Как понять, какая из всего множества заповедей самая главная? Спаситель сказал ему: "возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею и всем разумением твоим: сия есть первая и наибольшая заповедь; вторая же подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя; на сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки".
Предшествовавшие ответы Господа на каверзные вопросы законоучителей и этот ответ окончательно показали фарисеям, что, желая уловить Христа в слове и отвести от Него народ, они только являют всем Его премудрость, а уловляют сами себя. Казалось бы, они видели чудеса, каких никто никогда не творил, убедились, что учение Спасителя превышает всякую человеческую премудрость и ни в чем не противоречит Священному Писанию, а лишь дивно раскрывает Его смысл, но только немногие из них уверовали. Большинство из народа, почитавшего Господа в те дни, всего через два дня с ожесточением кричали, смотря на жестко избитого Иисуса: "распни Его!" Все ждали от Господа земного благополучия и могущества, а Он пришел, чтобы исцелить души от грехов и тем самым дать вечную жизнь с Богом.
Исполняем ли мы главную заповедь? Имеем ли мы любовь к Богу? Ответить "да" сможет только невнимательный к себе человек. Любовь ставит предмет, на который она направлена, на первое место. Но ради материального благополучия, здоровья, успеха, мы готовы сделать очень многое. В духовной же жизни наши старания невелики. Мы не знаем толкование Священного Писания и молитв, редко молимся со вниманием, не знаем учения святых отцов о спасении души, у нас много грехов, которые мы повторяем ежедневно, большой беды в том не видим. Если заболит зуб, мы незамедлительно обратимся к врачу. А болезни души - раздражительность, нечистые помыслы, и многие другие, мы не врачуем в церковных таинствах, не принимаем лекарства от них - пост и молитву, не стараемся исцелиться, исправиться.
Если бы знали, что смертельно больны и промедление в посещении врача до завтра может стоить нам жизни, срочно побежали бы, полетели бы хоть в другую страну. А о регулярной исповеди не заботимся, откладываем внимательную духовную жизнь "на потом".
То, что любви к ближнему мы не имеем, это также нетрудно понять. Мы не только не готовы отдать свою жизнь за того, кто на добро отвечает нам злом, мы и какие-то незначительные немощи окружающих терпеть не намерены. Любовь жертвует, а мы пытаемся правдами и неправдами добиться своего. Любовь скорбит когда тому, кого любишь плохо, а мы чёрствы, злорадны и эгоистичны.
По грехам мы не больны, мы мертвы. Не только грешны, но и не видим в этом проблемы, не представляем себе другой жизни. Мертвого же человека бесполезно лечить. Его можно только воскресить. Потому нам не поможет ни один человек. Воскресить нас может только Бог. Устремимся ныне к Нему в покаянии. Всякому кающемуся грешнику, обращал наше внимание святитель Феофан Затворник, обещаны прощение грехов и помощь Божия в исправлении, но не обещан завтрашний день.