18 февраля 2024. Неделя 37-я по Пятидесятнице. О Закхее. Евангельское чтение: Лк 19, 1-10.
Во Имя Отца и Сына и Святаго Духа!
Сегодняшний воскресный день (по славянски воскресный день называется словом "неделя") имеет название "Неделя о Закхее". С этого дня в Церкви начинается подготовка к Великому посту. Зачем к нему готовиться? Пост - сильнейшее оружие, данное нам для борьбы с нашими греховными страстями. Но оружие, используемое неумело, не принесет никакой пользы, напротив, им можно нанести рану самому себе. Также и пост. В дневниках архимандрита Павла (Груздева) мы читаем: «Пост — телу чистота, душе красота! Пост — ангелов радование, бесов горе. Но надо помнить: в наше время лучше совсем не поститься, чем поститься без ума».
В подготовительные недели к Великому посту Церковь предлагает нам в воскресных евангельских чтениях уроки покаяния. Евангелие, которое читается в этот день, повествует о том, как незадолго до Входа в Иерусалим на вольные страдания, Христос проходил через небольшой город - Иерихон. В этом городе жил человек невысокого роста, занимавший высокое положение в обществе. Он был старейшиной, начальником мытарей. В те времена Иудея была оккупирована Римской империей. Мытари были теми людьми, которые буквально выколачивали подати, в том числе и с самых бедных, с вдов, в пользу оккупационных властей. Часто они требовали больше положенного со своих же соплеменников, желая нажиться на их горе. Недовольных поборами под разными предлогами предавали несправедливому наказанию. Все иудеи ненавидели мытарей, видели в них предателей и притеснителей своего народа. Закхей был начальником над мытарями.
Будучи важным лицом, этот невысокий Закхей, не обращая внимания на взгляды окружающих, залезает на дерево, чтобы увидеть - кто же тот Христос, о котором он уже наверняка немало слышал. Иисус, дойдя до того дерева, остановился и обратился к нему: "Закхей! сойди скорее, ибо сегодня надобно Мне быть у тебя в доме". Закхей слез и они пришли к нему. В доме, в результате общения со Христом, а может быть просто от одного взгляда Сына Божия, у Закхея произошло внутреннее преображение. Из презираемого всеми грешника, негодяя, который уже давно не обращал внимание ни на чье горе, он превращается в доброго и совестливого человека. Закхей говорит Христу: "Господи! половину имения моего я отдам нищим, и, если кого чем обидел, воздам вчетверо".
Господь же говорит ему: "ныне пришло спасение дому сему, потому что и он сын Авраама, ибо Сын Человеческий пришел взыскать и спасти погибшее".
В толпе, которая следовала за Христом, было немало недовольных. Они говорили - если бы Христос действительно был бы Мессией, Он знал бы, к кому идет. Незадолго до этого Христос находился в доме у мытаря Матфея со многими другими мытарями. Там были и блудницы. Одна из блудниц, читаем мы в Евангелии, пришла к Нему и омыла своими слезами Его ноги. Праведник не стал бы входить в дом к таким людям, подпускать их к себе, говорили недовольные. Иоанн Златоуст, говоря о том, замечает, что все угощение, которое предложили Спасителю, было приобретено неправедно. Порой ценой изобилия на столах мытарей были слезы и голод обездоленных. Однако Христос садится с ними за один стол и ест. Потому, что Он видел, что плодом этой беседы может стать глубокое раскаяние мытарей в грехах.
Христос избирает их потому, что они, хоть и грешники, но способные на покаяние. Господь поступает подобно врачу, который в первую очередь стремится к самым тяжелым заболевшим. Потому Он и позволил грешнице омыть Его ноги, потому Сам выражает желание посетить дом Закхея.
Интересно, что незадолго до того, как Спаситель пришел к Закхею в дом, у входа в Иерихон Он исцелил слепого по имени Вартимей. У Вартимея отверзлись очи телесные, а у Закхея, как следует из перемены, произошедшей в нем, отверзлись очи духовные.
В прочитанном содержится немало уроков покаяния. Каковы бы ни были наши грехи, Господь нами не возгнушается, поддержит нас, поможет исправить жизнь.
Осуждая других, мы глубоко заблуждаемся. Спасение пришло к Закхею, осуждавшие же его не смогли получить пользы от встречи с Господом.
Закхей не обращал внимания как на него посмотрят окружающие. Он - человек, занимавший высокое положение в обществе, забирается на дерево, лишь бы увидеть Христа. Если бы тогда он постеснялся, то встречи, преобразившей его жизнь, не произошло бы. Следуя за Господом, нам не следует опасаться быть неправильно понятыми окружающими. Что постыдного в том, что мы христиане, что постимся, что посещаем богослужения?
С сегодняшнего дня наступает время, которое мы должны посвятить своей душе. В предстоящие дни должны открыться и наши очи. Подобно невысокому Закхею мы, не великие в добродетели, должны подняться на духовную высоту и увидеть Христа. Его мы можем увидеть в Евангелии, в учении Господа, в заповедях и притчах. По словам святителя Николая Сербского, "Христос является тем зеркалом, в котором каждый видит себя таким, каков он есть. ... Ибо во Христе как в наичистейшем зеркале каждый видит себя больным и уродливым, и еще видит свой прекрасный первоначальный образ, каким он был и каким опять должен бы стать".
Чтение Священного Писания, внимательная церковная молитва, чтение святоотеческой литературы, должны помочь нам увидеть Христа и самим произвести над собой суд. Кто требовал от Закхея, чтобы он отдал половину имения нищим, чтобы тем, у кого он неправедно отнял имущество, он возвратил вчетверо больше? Только его совесть, которая произвела над ним суд.
Наш суд не должен приводить нас в отчаяние. Случай с Закхеем должен ободрить нас. Ведь каждого из нас, как некогда мытаря Закхея, призывает Господь: "сойди скорее, ибо сегодня надобно Мне быть у тебя".
В сегодняшнем Евангелии показано начало поста - покаяние, и его итог - спасение. Такой путь предстоит пройти нам. Путь к Пасхе. Вот уже началось благоприятное время. Время преображения нашей души, исправления наших отношений с Богом и ближними, время подготовки к вечной радости. Приложим со своей стороны малый труд. Станем посещать богослужения в предстоящие воскресные дни. Эти богослужения постепенно введут нас в дни Великого поста.
Осознав свои пути погибельными, положив намерение об исправлении, исповедуем свои грехи перед Богом, прибегнем к таинству исповеди. Как кается Закхей? Не входит в подробное перечисление всех зол, он кается самим делом - приносит плоды покаяния. Такое покаяние ценно перед Господом - не многоглаголание, но сокрушение сердечное и намерение с Божией помощью все исправить.
Если покаяние наше будет искренним, а суд над собой честным, если мы признаем себя духовно погибшими, то есть безнадежными для Царствия Божия, то мы несомненно, как и Закхей, услышим в сердце глас Христа: "ныне пришло спасение дому сему, потому что и он сын Авраама, ибо Сын Человеческий пришел взыскать и спасти погибшее", ведь настоящие потомки праведного Авраама, праотца богоизбранного народа - люди, сродные ему по духу, то есть люди крепкой веры.