7 ноября 2022. Понедельник седмицы 22-й по Пятидесятнице. Евангельское чтение: Лк 10, 22-24.
"И, обратившись к ученикам, сказал: всё предано Мне Отцем Моим; и кто есть Сын, не знает никто, кроме Отца, и кто есть Отец, не знает никто, кроме Сына, и кому Сын хочет открыть. И, обратившись к ученикам, сказал им особо: блаженны очи, видящие то, что вы видите! ибо сказываю вам, что многие пророки и цари желали видеть, что' вы видите, и не видели, и слышать, что' вы слышите, и не слышали".
В сегодняшнем Евангельском чтении мы слышим как Христос сказал ученикам: "всё предано Мне Отцем Моим; и кто есть Сын, не знает никто, кроме Отца, и кто есть Отец, не знает никто, кроме Сына, и кому Сын хочет открыть". "И, обратившись к ученикам, сказал им особо: блаженны очи, видящие то, что вы видите! ибо сказываю вам, что многие пророки и цари желали видеть, что' вы видите, и не видели, и слышать, что' вы слышите, и не слышали".
Для пояснения сказанного необходимо упомянуть, что мы верим в Троицу. Троица это Бог. Бог один, но троичен в Ипостасях - Отец, Сын и Святой Дух.
Наиболее близким по значению в русском языке к греческому слову "ипостась", когда оно используется в богословии Святой Троицы, является слово "личность". Есть человеческая природа, а есть конкретные представители этой природы - отдельные личности, отдельные люди, а можно сказать и отдельные ипостаси. Крайним невежеством будет сказать: "в этой ипостаси он ученый, в этой семьянин", ведь ипостась это и есть конкретный человек - Петр Иванович, Илья Геннадьевич. В отличие от трех ипостасей, представителей человеческой природы, у каждого из которых своя воля и свое действие, у трех Ипостасей Святой Троицы одна воля и одно действие. И это один Бог.
Но ведь три не равно одному. До конца рациональными рассуждениями тайну Святой Троицы мы понять не сможем. Известно о случае, произошедшем с блаженным Августином. Он размышлял о троичном догмате. Пытаясь постичь эту тайну на берегу моря, он увидел мальчика. Тот выкопал в песке ямку и длительное время ведерком переносил в эту ямку воду из моря. Августин, смеясь над ним, спросил, не понимает ли тот, что море перелить в эту ямку ему не удастся? В ответ мальчик сказал, что скорее безумно поступает сам Августин, пытаясь вместить своим ограниченным умом догмат о Святой Троице.
Святые отцы использовали различные образы, показывая нам, что догмат о Троице не заставляет нас верить в абсурд. В мире все троично.
Время бывает 1) прошедшее, 2) настоящее, 3) будущее.
Какие бы сложные переливы красок не встречались в картине, любой цвет можно получить из трех, смешивая их в нужной пропорции - из: 1) красного, 2) желтого, 3) синего. А из двух не получится.
Очень хорошей аналогией троичности в тварном мире является вектор. В свое время за такую аналогию известный советский академик Раушенбах был удостоен многих положительных отзывов ведущих православных богословов. Он вспоминал об этом так: "я в богословии ничего не понимаю, но однажды меня заинтересовал вопрос логики: может ли она допустить существование Троицы? Вроде бы это абсурд: один объект - и вдруг три объекта. К своей радости, я обнаружил, что подобное есть в математике. Вектор! Он имеет три компоненты, но он один. И то, что всех удивляет в понятии Троицы, абсолютно логично. Вернее, если кого-то удивляет троичный догмат, то только потому, что он не знает математики. Три и один - это одно и то же!"
Это не объяснение троичного догмата, но приведенные анологии показывают, что христиане не вынуждены верить во что-то заведомо абсурдное.
Итак, Бог один в Трех Ипостасях - Отец, Сын и Святой Дух. Вторая Ипостась Святой Троицы - Бог Сын, равный Отцу и Святому Духу, являющийся с Ними одним Богом, около двух тысяч лет назад, в Рождестве, воспринял в Свою Ипостась человеческую природу. Оставаясь Богом стал и Человеком.
У нас одна природа - человеческая и одна ипостась - конкретный человек, конкретная личность. А Он в Свою ипостась воспринял человеческую природу. Стал Богочеловеком. Но не на пятьдесят процентов Бог, а на пятьдесят Человек. Он остался на сто процентов Богом и стал на сто процентов Человеком. Воспринял человеческую природу кроме греха для нашего спасения в Свою Ипостась, а Божественную имел всегда.
В сегодняшнем Евангелии мы читаем о единосущии Сына Отцу. Сын знает Отца не потому, что получил о Нем откровение, но потому, что Он и Отец и Святой Дух это один Бог. В Евангелии от Иоанна приводятся такие слова Христа: "Видевший Меня видел Отца" (Ин 14, 9).
Читаем мы сегодня и о том, что Бог изволил, чтобы ради нас воплотился Бог Сын, Иисус Христос. Не Отец и не Святой Дух, а Сын стал Человеком, чтобы принять за нас смерть на Кресте, Воскреснуть, Вознестись и всем людям, которые пожелают того, открыть тот же путь. Дать им возможность через веру, труды покаяния и установленные Им таинства крещения, исповеди, причащения, распяться и умереть для жизни греховной, воскреснуть для жизни святой, вознестись для жизни с Богом.
Этот дар бесконечно выше всего того, что имели самые великие цари. Господь даровал нам Небесное Царство.