2 декабря 2022. Пятница седмицы 25-й по Пятидесятнице. Евангельское чтение: Лк 16, 15-18; 17, 1-4.
"Он сказал им: вы выказываете себя праведниками пред людьми, но Бог знает сердца́ ваши, ибо что высоко у людей, то́ мерзость пред Богом. Закон и пророки до Иоанна; с сего времени Царствие Божие благовествуется, и всякий усилием входит в него. Но скорее небо и земля прейдут, нежели одна черта из закона пропадёт. Всякий, разводящийся с женою своею и женящийся на другой, прелюбодействует, и всякий, женящийся на разведенной с мужем, прелюбодействует. Сказал также Иисус ученикам: невозможно не прийти соблазнам, но горе тому, через кого они приходят; лучше было бы ему, если бы мельничный жернов повесили ему на шею и бросили его в море, нежели чтобы он соблазнил одного из малых сих. Наблюдайте за собою. Если же согрешит против тебя брат твой, выговори ему; и если покается, прости ему; и если семь раз в день согрешит против тебя и семь раз в день обратится, и скажет: каюсь,- прости ему".
В сегодняшнем Евангельском чтении мы слышим слова Христа: "Если же согрешит против тебя брат твой, выговори ему; и если покается, прости ему; и если семь раз в день согрешит против тебя и семь раз в день обратится, и скажет: каюсь,- прости ему". В другой раз, когда апостол Петр спросил Спасителя: "Господи! сколько раз прощать брату моему, согрешающему против меня? до семи ли раз?" (Мф 18, 21), Господь ответил ему: "не говорю тебе: до семи, но до седмижды семидесяти раз" (Мф 18, 22). Очевидно, что Христос здесь не призывает считать обиды от какого-то человека, пока их число не достигнет 490, а после этого отомстить сполна. Число семь в Священном Писании символизирует полноту. Ответ Господа означает: "прощай всегда и не рассуждай, что уже достаточно прощал, не думай не прощать".
Сегодня мы слышали и такие слова Спасителя: "невозможно не прийти соблазнам, но горе тому, через кого они приходят; лучше было бы ему, если бы мельничный жернов повесили ему на шею и бросили его в море, нежели чтобы он соблазнил одного из малых сих". Святые отцы видели в соблазнах великий грех. Соблазнить ближних мы можем, рассказывая им сплетни, осуждая кого-то. Если проявим раздражение, будем вести себя нецеломудренно, если так или иначе подтолкнем кого-то ко греху. Святитель Феофан Затворник говорил: "Два греха, в очах Божиих очень великие, ни во что вменяются людьми: это - соблазн и осуждение. Соблазнителю, по слову Господа, лучше не жить; осуждающий уже осужден. Но ни тот, ни другой не помышляют об этом и даже сказать не могут, грешны ли они в чем либо подобном. Какое, в самом деле, ослепление окружает нас и как беспечно ходим мы посреди смерти!"
Святитель Филарет Московский говорил о соблазнах такие слова: "Как печально, и вместе как грозно говорил о соблазнах Господь наш! Гope миру от соблазн! – Горе человеку тому, имже соблазн приходит (Матф.XVIII:7)! –Уне ему было бы, аще жернов осельский облежал бы о выи его, и ввержен в море; неже да соблазнит от малых сих единаго (Лук.XVII:2). – О милосердый Господи! о грехах и грешниках глаголеши с толиким покоем, с толикою кротостию: не приидох призвати праведники, но грешники на покаяние (Матф.IX:13): а о соблазнах и соблазняющих так плачевно, и так грозно!..Разумех, Господи, яко правда судьбы твоя (Пс.CXVIII:75); воистину, плачевен грех, и страшен; но соблазн более. Грех мой, при помощи Благодати Твоея, могу я прекратить, и покаянием очистить; но соблазна, если он виною моею подан, и перешел к другим, уже не властен я ни прекратить, ни очистить.
Да страшимся, братия, соблазна; и осторожность против соблазна да содействует нам в осторожности против греха, хотя впрочем греха убегать должно не по одному опасению соблазна, но по внутреннему отвращению от зла, и по любви к Богу, как исповедал о себе Псалмопевец: неправду возненавидех и омерзих, закон же Твой возлюбих (Псал.CXVIII:163).
Да страшимся же как подавать соблазн, так и принимать поданный: ибо грех по случаю поданнаго соблазна есть тем не менее грех, и может породить новый соблазн. Не продолжай рода порождений ехидниных; но спеши сокрушить главу змия, – греховный помысл победоносною силою Агнца непорочна и пречиста Христа. Аминь.