30 октября 2022. Неделя 20-я по Пятидесятнице. Евангельское чтение: Лк 8, 5-15.
"Вышел сеятель сеять семя свое, и когда он сеял, иное упало при дороге и было потоптано, и птицы небесные поклевали его; а иное упало на камень и, взойдя, засохло, потому что не имело влаги; а иное упало между тернием, и выросло терние и заглушило его; а иное упало на добрую землю и, взойдя, принесло плод сторичный. Сказав сие, возгласил: кто имеет уши слышать, да слышит! Ученики же Его спросили у Него: что бы значила притча сия? Он сказал: вам дано знать тайны Царствия Божия, а прочим в притчах, так что они видя не видят и слыша не разумеют. Вот что значит притча сия: семя есть слово Божие; а упавшее при пути, это суть слушающие, к которым пото'м приходит диавол и уносит слово из сердца их, чтобы они не уверовали и не спаслись; а упавшее на камень, это те, которые, когда услышат слово, с радостью принимают, но которые не имеют корня, и временем веруют, а во время искушения отпадают; а упавшее в терние, это те, которые слушают слово, но, отходя, заботами, богатством и наслаждениями житейскими подавляются и не приносят плода; а упавшее на добрую землю, это те, которые, услышав слово, хранят его в добром и чистом сердце и приносят плод в терпении. Сказав это, Он возгласил: кто имеет уши слышать, да слышит!"
Во Имя Отца и Сына и Святаго Духа!
В сегодняшнем Евангельском чтении мы слышим притчу о сеятеле, сказанную Христом во время проповеди. Проповедуя, Господь часто выражал важные духовные истины в притчах - в неких рассказах, духовный смысл которых слушатели сами должны были разгадать. Об этом еще в древности предвозвещал пророк Давид: «Открою уста мои в притче» (Пс 77, 2).
Слушая Господа, обдумывая приводимые Им в пример жизненные ситуации и находя в них параллели с духовной жизнью, каждый сам должен был прийти к важным выводам. Такие умозаключения не были бы навязаны слушателю, но были бы его собственными. Это помогло бы тому, кто ищет истину, найти ее и начать жить по ней.
Притча о сеятеле звучит так: "вышел сеятель сеять семя свое, и когда он сеял, иное упало при дороге и было потоптано, и птицы небесные поклевали его; а иное упало на камень и, взойдя, засохло, потому что не имело влаги; а иное упало между тернием, и выросло терние и заглушило его; а иное упало на добрую землю и, взойдя, принесло плод сторичный".
Сам Спаситель так толкует эту притчу: "семя есть слово Божие; а упавшее при пути, это суть слушающие, к которым пото'м приходит диавол и уносит слово из сердца их, чтобы они не уверовали и не спаслись; а упавшее на камень, это те, которые, когда услышат слово, с радостью принимают, но которые не имеют корня, и временем веруют, а во время искушения отпадают; а упавшее в терние, это те, которые слушают слово, но, отходя, заботами, богатством и наслаждениями житейскими подавляются и не приносят плода; а упавшее на добрую землю, это те, которые, услышав слово, хранят его в добром и чистом сердце и приносят плод в терпении".
В конце притчи Христос возгласил: "кто имеет уши слышать, да слышит!"
Очевидно, что речь здесь идет не об обычных ушах. Нелегко найти людей, у которых вообще нет ушей. Глухие тоже встречаются нечасто. В притче говорится о восприимчивости нашей души к Слову Божию. Хотя бы с какими-то высказываниями, содержащимися в Евангелии, знакомы практически все жители земли. Но как невозможно объяснять что-либо глухому, лишенному слуха человеку, так многие люди не способны благовестие воспринять во спасение души.
Святые отцы призывают нас поразмыслить, какова почва нашего сердца, почему мы не живем свято? Некоторые говорят: "такова уж почва моего сердца, что жить свято я не могу. Некоторые греховные наклонности унаследованы мной от родителей, я духовно слаб". Но, по мысли святых отцов, ни родовой грех, ни слабость души не могут служить нам оправданием, ведь нам всегда готов помочь Бог, если увидит наши усилия. Какой взрослый не поможет ребенку, если увидит, что тот изо всех сил очень старается поднять тяжелый предмет, говорит преподобный Паисий Афонский. Напротив, Бог больше всего любит тех людей, в жизни которых может быть и нет особенной святости, которые изначально были слабы духовно, от рождения были ленивы или гневливы или сребролюбивы, сластолюбивы, но которые всеми силами всю жизнь стараются с Божьей помощью, эти грехи преодолеть.
Святитель Феофан Затворник советует готовить почву своего сердца "вниманием и изучением слова Божия, сочувствием и любовью к нему и готовностью тотчас приводить в дело то, что узнаешь. При таком настроении, ни одно слово не ляжет поверх души, а всякое войдет внутрь". Когда наши труды соединятся с благодатной помощью Божией, благодать, полученная некогда как семя, возрастет в нас и даст обильный плод.