6 ноября 2022. Неделя 21-я по Пятидесятнице. Евангельское чтение: Лк 16, 19-31.
"Некоторый человек был богат, одевался в порфиру и виссон и каждый день пиршествовал блистательно. Был также некоторый нищий, именем Лазарь, который лежал у ворот его в струпьях и желал напитаться крошками, падающими со стола богача, и псы, приходя, лизали струпья его. Умер нищий и отнесен был Ангелами на лоно Авраамово. Умер и богач, и похоронили его. И в аде, будучи в муках, он поднял глаза свои, увидел вдали Авраама и Лазаря на лоне его и, возопив, сказал: отче Аврааме! умилосердись надо мною и пошли Лазаря, чтобы омочил конец перста своего в воде и прохладил язык мой, ибо я мучаюсь в пламени сем. Но Авраам сказал: чадо! вспомни, что ты получил уже доброе твое в жизни твоей, а Лазарь - злое; ныне же он здесь утешается, а ты страдаешь; и сверх всего того между нами и вами утверждена великая пропасть, так что хотящие перейти отсюда к вам не могут, также и оттуда к нам не переходят. Тогда сказал он: так прошу тебя, отче, пошли его в дом отца моего, ибо у меня пять братьев; пусть он засвидетельствует им, чтобы и они не пришли в это место мучения. Авраам сказал ему: у них есть Моисей и пророки; пусть слушают их. Он же сказал: нет, отче Аврааме, но если кто из мертвых придет к ним, покаются. Тогда Авраам сказал ему: если Моисея и пророков не слушают, то если бы кто и из мертвых воскрес, не поверят".
Во Имя Отца и Сына и Святаго Духа!
В сегодняшнем Евангельском чтении мы слышим притчу о богаче и Лазаре.
В притче Господь не указывает имени богатого человека. На земле жило много знатных и влиятельных людей. Им завидовали, перед ними трепетали. Но вся их слава мимолетна, не в Бога богатящиеся люди забыты, никто не вспомнит о них, им больше нет никакой пользы от имевшегося у них состояния. Праведники же пребудут в вечной славе.
В дневниках архимандрита Павла (Груздева) мы читаем:
"Человек, как трава, дни его,
как цветы, отцветут.
Вот он жив, полон сил и надежд,
завтра вечную память поют.
Кто казался всесильным тебе,
перед кем ты вчера трепетал,
тихо грозные очи смежил,
горстью праха в мгновение стал.
Всемогущий владыка и раб
часа страшного не избегут-
он пробьет, и надежды души, как трава, под косою падут.
Смертный! помни сей час!
помни, тленен земной твой покров!
Вышней жизнию духа живи-
будь к бессмертью всечасно готов".
Богач жил в изобилии: «одевался в порфиру и виссон и каждый день пиршествовал блистательно». Лазарь жил в крайней бедности. Он «лежал у ворот его в струпьях и желал напитаться крошками, падающими со стола богача, и псы, приходя, лизали струпья его». Слово «лежал» с языка оригинала может быть переведено как «был выброшен». Люди оставили его наедине с его бедами. В восточных странах объедки выбрасывали прямо на улицу, там их съедали собаки. Объедки и были единственным пропитанием Лазаря. Собаки относились к нему, как к равному.
Лазарь был богобоязненным человеком. Он не роптал, не хулил Бога за скорби, вел праведную жизнь. Это мы видим из того, что «умер нищий и отнесен был Ангелами на лоно Авраамово. Умер и богач, и похоронили его». Богач, по-видимому, не совершал явных пороков. Не убивал, не был притеснителем слабых. Но своей жизнью он сделал окончательный выбор в пользу эгоизма. Беды ближних не волновали его. Как это противоположно призыву Спасителя: «возлюби ближнего как самого себя».
«И в аде, будучи в муках, он поднял глаза свои, увидел вдали Авраама и Лазаря на лоне его и, возопив, сказал: отче Аврааме! умилосердись надо мною и пошли Лазаря, чтобы омочил конец перста своего в воде и прохладил язык мой, ибо я мучаюсь в пламени сем. Но Авраам сказал: чадо! вспомни, что ты получил уже доброе твое в жизни твоей, а Лазарь - злое; ныне же он здесь утешается, а ты страдаешь; и сверх всего того между нами и вами утверждена великая пропасть, так что хотящие перейти отсюда к вам не могут, также и оттуда к нам не переходят».
Авраама отличали крайняя забота о ближних и твердая вера в Бога. Лазарь оказался на его «лоне», пристанище, то есть в теснейшем общении, подобно тому, как родители обнимают и кладут рядом с собой маленьких детей. Так дорог был Аврааму этот нищий презренный людьми. Но не мог оказаться с Авраамом противоположный ему по духу богач. Авраам не испытывает ненависти к богачу, он называет его: «чадо». Впрочем, и помочь ему ничем не может. Бог делал все, чтобы помочь богатому во время его земной жизни, ежедневно представлял его взору Лазаря, призывая к делам любви, к покаянию.
Бог свободен и человек, Его образ, тоже. Обращение к Богу по причине адских страданий вынужденное, оно не принесет спасения. Потому нет покаяния за гробом.
У каждого из нас есть свой Лазарь. Это или ближние, которых нам следует потерпеть, или послужить кому своим богатством. Богатство может состоять не только в деньгах. Это и наши умения, наше время, сама наша жизнь. Подчас личная забота о ком-то важнее материальных пожертвований. Многие ли желают тратить время на дела милосердия? Посвятить им жизнь? Многие ли стремятся заботиться о немощных в больнице, о сиротах? Большинство людей все силы тратят, чтобы идти вслед за богачом, в стяжании видят счастье. Интересны слова святителя Феофана Затворника:
"Надо быть основательно удостоверенным, что не попадем в место богатого".
Оказавшись на месте мучения, богатый человек попросил Авраама послать Лазаря в дом к его близким:
«прошу тебя, отче, пошли его в дом отца моего, ибо у меня пять братьев; пусть он засвидетельствует им, чтобы и они не пришли в это место мучения. Авраам сказал ему: у них есть Моисей и пророки; пусть слушают их. Он же сказал: нет, отче Аврааме, но если кто из мертвых придет к ним, покаются. Тогда Авраам сказал ему: если Моисея и пророков не слушают, то если бы кто и из мертвых воскрес, не поверят». Ты, говорит богачу Авраам, не так заботишься о людях, как Бог, ты ничего не приложишь к Его заботе о них.
"О, человече Божий, понуди себя на всякое благое дело, ибо не веси, когда скончаешься, доселе и труд твой, смерть бо вся пересечет", призывают нас подвижники благочестия.