2 ноября 2022. Среда седмицы 21-й по Пятидесятнице. Евангельское чтение: Лк 9, 44-50.
"вложите вы себе в уши слова сии: Сын Человеческий будет предан в руки человеческие. Но они не поняли сло'ва сего, и оно было закрыто от них, так что они не постигли его, а спросить Его о сем слове боялись. Пришла же им мысль: кто бы из них был больше? Иисус же, видя помышление сердца их, взяв дитя, поставил его пред Собою и сказал им: кто примет сие дитя во имя Мое, тот Меня принимает; а кто примет Меня, тот принимает Пославшего Меня; ибо кто из вас меньше всех, тот будет велик. При сем Иоанн сказал: Наставник! мы видели человека, именем Твоим изгоняющего бесов, и запретили ему, потому что он не ходит с нами. Иисус сказал ему: не запрещайте, ибо кто не против вас, тот за вас".
По мысли толкователей, в помышлениях о старшинстве проявилась человеческая слабость апостолов. Они желали первенства, особой чести. Как исполнить первое из того, на что указал в ответе Христос, принимать детей, делать дела любви всем людям которым ты можешь послужить, это понятно. Поскольку Христос любит каждого человека так, что ради него воплотился и умер на Кресте, то, делая дела любви по отношению к ближним, мы благотворим Самому Господу.
Но как же это "стать как дети", - недоумевают некоторые. Поменять автомобиль на игрушечную машинку, а рабочий стол на песочницу? Нет, у детей мы должны увидеть те качества, которых лишились и, с помощью Божией, насаждать их в своей душе. Малые дети не способны на лукавство, подлость, цинизм, предательство, презрительное отношение к слабым, на лесть перед сильными мира сего, злорадство, мстительность. Сердце их не заражено страстями - сребролюбием, блудом, самомнением. Не знакомы им и последствия грехов - уныние, духовная пустота, муки совести. Они приветливы, ласковы, с удовольствием подарят любимую игрушку. Их искренняя вера в Бога может порой вызывать улыбку, но скорее наше неверие, забвение Бога должно вызывать горькие слезы.
А на первое место Господь ставит такое свойство детской души как смирение. Кого обычно ставят в пример? Людей выдающихся, известных, добившихся больших успехов. А Господь, указывая на младенца, дает понять, что успех и слава ничего человеку не дадут, если душа в грехах, если мы потеряли чистоту, лишились Бога.
Вот почему такой неожиданный пример для подражания показывает нам Спаситель. Все любят маленьких детей. Пообщаешься с ними и на душе радостно. Также и люди святые. Они не враждуют, уступают, всегда искренни и поддержат. С ними всегда светло.
Спаситель указал апостолам, что суетного они искали, желая быть самыми славными и главными, когда задавали Ему свой вопрос. Указал и нам всем путь к счастью. Однако, апостолы еще не могли понять тайны Божией Любви. Он шел предать Себя на смерть за людей: "вложите вы себе в уши слова сии: Сын Человеческий будет предан в руки человеческие". "Но они не поняли сло'ва сего, и оно было закрыто от них, так что они не постигли его, а спросить Его о сем слове боялись".
"При сем Иоанн сказал: Наставник! мы видели человека, именем Твоим изгоняющего бесов, и запретили ему, потому что он не ходит с нами.Иисус сказал ему: не запрещайте, ибо кто не против вас, тот за вас". Эти слова звучат неудобопонимаемо на фоне другого высказывания Спасителя, приводимого тем же евангелистом Лукой: «Кто не со Мною, тот против Меня; и кто не собирает со Мною, тот расточает»(Лк 11:23).
Первое изречение прозвучало в ответ на то, что не́кто пока еще не является учеником Христа, но стремится Его именем делать доброе, а второе в ответ на обвинение фарисеями Иисуса, что Он изгоняет бесов силой сатаны. Толкователи поясняют, что первым изречением, призывающим не осуждать и предоставить все на Суд Божий, мы должны руководствоваться, когда речь идет о других. Вторым же, призывающим быть строже и смотреть, нет ли в душе какого либо сочувствия к греху, мы должны руководствоваться по отношению к себе. У христиан должны быть двойные стандарты. Строгость по отношению к себе и доброжелательность по отношению к ближним. У нас же, как правило, все наоборот. Себя оправдываем, а других осуждаем.
Слова Господа об изгнании бесов кем-то не из учеников Христовых, как отмечают толкователи, были сказаны о конкретном человеке. Сказаны в то время, когда не было понятно кем является Христос. Сейчас руководствоваться ими в их прямом значении мы не можем, так как о Христе известны основные истины, нам даны церковные таинства, врачующие душу и тело. Обращение к экстрасенсам, гадалкам, белым и черным магам, признано Церковью тяжким грехом, отлучающим от причастия. Все эти правила установлены в апостольской Церкви, а апостолам Спаситель сказал: "Слушающий вас Меня слушает, и отвергающийся вас Меня отвергается; а отвергающийся Меня отвергается Пославшего Меня" (Мф 10, 16).