28 октября 2022. Пятница седмицы 20-й по Пятидесятнице. Евангельское чтение: Лк 9, 12-18.
"День же начал склоняться к вечеру. || И, приступив к Нему, двенадцать говорили Ему: отпусти народ, чтобы они пошли в окрестные селения и деревни ночевать и достали пищи; потому что мы здесь в пустом месте. Но Он сказал им: вы дайте им есть. Они сказали: у нас нет более пяти хлебов и двух рыб; разве нам пойти купить пищи для всех сих людей? Ибо их было около пяти тысяч человек. Но Он сказал ученикам Своим: рассадите их рядами по пятидесяти. И сделали так, и рассадили всех. Он же, взяв пять хлебов и две рыбы и воззрев на небо, благословил их, преломил и дал ученикам, чтобы раздать народу. И ели, и насытились все; и оставшихся у них кусков набрано двенадцать коробов. В одно время, когда Он молился в уединенном месте, и ученики были с Ним, Он спросил их: за кого почитает Меня народ?"
В сегодняшнем Евангелии мы читаем о том, как Господь чудесным образом насытил пять тысяч человек пятью хлебами и двумя рыбами. Об этом событии говорят все четыре евангелиста. Евангелист Марк говорит о том, что насытившихся было гораздо больше - пять тысяч человек, не считая жен и детей.
Эти люди долгое время слушали проповедь Спасителя, ради этого оставили все заботы, потому и не было у них с собой еды. Когда день стал клониться к вечеру, апостолы приступили к Господу и сказали Ему: "отпусти народ, чтобы они пошли в окрестные селения и деревни ночевать и достали пищи; потому что мы здесь в пустом месте". "Но Он сказал им: вы дайте им есть".
Казалось бы, люди сами последовали за Господом и сами должны теперь позаботиться о своем ночлеге и пропитании. Но наши проблемы любящий Бог считает Своими. Важно знать, что мы никогда не бываем одиноки. Наибольшее проявление этого в том, что воплотился Господь для того, чтобы умереть за оставивших Его людей. Тем более не оставит Он нас и в наших житейских трудностях. Как говорил праведный Иоанн Кронштадтский: "Как мать учит ходить младенца, так Господь учит нас живой вере в Него". Иногда и мать учит ребенка ходить самостоятельно, впрочем всегда рядом.
В ответ апостолы сказали Христу: "у нас нет более пяти хлебов и двух рыб; разве нам пойти купить пищи для всех сих людей? Ибо их было около пяти тысяч человек". "Но Он сказал ученикам Своим: рассадите их рядами по пятидесяти. И сделали так, и рассадили всех. Он же, взяв пять хлебов и две рыбы и воззрев на небо, благословил их, преломил и дал ученикам, чтобы раздать народу. И ели, и насытились все; и оставшихся у них кусков набрано двенадцать коробов".
Некоторые толкователи отмечают, что это чудо также должно было привести иудеев к пониманию того, что перед ними Бог. Ведь Он поступил с хлебами подобно Своему творческому действию при сотворении мира. То, что хлеба еще и остались показывает, что Творец мира все благое дает нам с избытком, по любви к людям.
Некоторые толкователи видят в описанном чуде прообраз евхаристии. Непостижимым образом, вкушая Причастие, которое до богослужения было простым хлебом и вином, мы вкушаем безмерно большее - Тело и Кровь Христовы, становимся Его сотелесниками. Это чудо несравнимо более велико, чем умножение хлебов.
Но возможно, умножение хлебов - самое грустное чудо, совершенном Спасителем. Большинство иудеев и их религиозные лидеры - книжники и фарисеи, проповедь Христа о покаянии, о жизни по заповедям не принимали. Несколько лет слышали Слово Божие из уст Христа. Слово, согласное со всем лучшим, что есть в человеческой душе, видели как мертвые воскресали, как бесноватые избавлялись от одержимости, но говорили "он изгоняет бесов силой бесовской". А тут вдруг, после насыщения хлебами, стали искать Господа, желали сделать Его своим земным царем. Многие после этого чуда с радостью готовы были устремиться за Христом, но не потому, что желали жить так, как Он проповедовал, а потому, что с Ним всегда будешь сыт, будет изобилие.
Вот какое царство им нужно было - земное. Быть сытыми, богатыми, здоровыми, стать народом, который подчинит себе все остальные страны, - вот чего они хотели. Христос им сказал на это: "вы ищете Меня не потому, что видели чудеса, но потому, что ели хлеб и насытились. Старайтесь не о пище тленной, но о пище, пребывающей в жизнь вечную". Однако, очередной призыв заботиться о душе, а также прекращение чудесных насыщений, полностью изменили отношение иудеев к Спасителю. Вскоре толпа едиными устами кричала "распни, распни Его!"
Грустное это чудо и потому, что произошедшее тогда повторяется и в наши дни. Когда мы слышим, что кто то получил исцеление, благодатную помощь от Господа от какой-либо святыни, то многие люди устремляются туда со своими бедами. Если же, придя в такой храм, мы услышим проповедь о том, что у нас есть грехи, что важно начать в них регулярно каяться и в первую очередь заботиться о душе, предоставив с верой все обстоятельства нашей жизни Богу, если услышим такое, то почти никто не примет этих слов. Не сочтём необходимым приступить к великому таинству Евхаристии. Подобно древним иудеям мы отойдем и будем продолжать распинать Господа своими грехами. Получается, что по сути обращаемся к Богу мы так: "помоги мне в этом и в этом, дай то и то, а потом отойди в сторонку со своими заповедями и не мешай мне жить как я хочу. А когда надо будет я Тебя позову". Если мы не исправим это, если главным предметом нашей заботы не станет душа, жизнь по Евангелию, то мы обречём себя на то, что слова Спасителя "се оставляется вам дом ваш пуст" (Мф 23, 38), будут относиться и к нам, как, в свое время, Христос с грустью сказал их иудеям после того, как сделал все для их обращения, но не был принят.