26 октября 2022. Среда седмицы 20-й по Пятидесятнице. Евангельское чтение: Лк 8, 22-25.
"В один день Он вошел с учениками Своими в лодку и сказал им: переправимся на ту сторону озера. И отправились. Во время плавания их Он заснул. На озере поднялся бурный ветер, и заливало их волнами, и они были в опасности. И, подойдя, разбудили Его и сказали: Наставник! Наставник! погибаем. Но Он, встав, запретил ветру и волнению воды; и перестали, и сделалась тишина. Тогда Он сказал им: где вера ваша? Они же в страхе и удивлении говорили друг другу: кто же это, что и ветрам повелевает и воде, и повинуются Ему?"
В сегодняшнем Евангелии мы читаем о том, как Христос с учениками плыл в лодке по озеру. Произошёл сильный шторм и лодка начала тонуть, а Господь спал. В Евангелии от Марка упомянуто, что Иисус спал "на возглавии", то есть на подушке кормчего, безмятежно покоился в то время, когда смерть могла застигнуть в любой момент, когда положение было отчаянным. Тот же Евангелист приводит более резкие слова, сказанные Спасителю апостолами, чем мы читаем в сегодняшнем чтении. Ученики в страхе разбудили Спасителя, сказав: "Учитель! неужели Тебе нужды нет, что мы погибаем?", говорится в Евангелии от Марка. На греческом языке, на котором и было написано Евангелие, они звучат с особой силой. Ученики, сказано там, разбудили Христа в "ярости". Значение слова на языке первоисточника означает ужас и недоумение, - "разве Тебе нет дела, что мы погибаем?". Они, несмотря на то, что видели уже немало чудес, не обратились к Иисусу, как к всемогущему Богу. Спаситель указал им на слабость их веры: "Он, встав, запретил ветру и волнению воды; и перестали, и сделалась тишина. Тогда Он сказал им: где вера ваша? Они же в страхе и удивлении говорили друг другу: кто же это, что и ветрам повелевает и воде, и повинуются Ему".
Как легко и мы можем увидеть слабость своей веры. Мы постоянно приходим в отчаяние, недоумение, страх от событий как в нашей жизни так и в мире. Не имеем упования на Промысел Любящего нас Бога. Мы позволяем буре войти в нас, ей наполняется наш ум, вся наша жизнь. Конечно, это не означает, что нам должна быть безразлична судьба нас и наших близких. Мы должны молиться и делать то, что зависит от нас, но буря не должна становиться нашим внутренним состоянием. Только благодать Божия, которая даётся в таинствах тем, которые сознают свои немощи, сможет помочь нам иметь правильное отношение к случающимся событиям. Она даст нам ум главные беды видеть не в материальных потерях, болезнях и даже смерти, не в том, о чем говорят в новостях, но в грехах, которые удаляют нас от Бога, которые люди перестали воспринимать как беду. Только Дух Святой может помочь нам иметь правильную заботу о близких. Заботу не губительную для них и для нас. Неоднократно во время богослужения слова молитв ведут нас к тому, чтобы мы, призвав на помощь Божию Матерь и всех святых, предали все в Руки Божии.
Святитель Феофан Затворник замечал, что апостолы, садясь в лодку, не думали, что вскоре окажутся на грани смерти. Святитель обращает наше внимание на то, что и мы во всякое время можем нежданно встретить смертный час. Святой отец наставлял: "живи так, чтоб каждую минуту быть готовым встретиться со смертью и небоязненно вступить в ее область. Сию минуту жив ты, а кто знает, будешь ли жив в следующую?... Предав жизнь свою и все в руки Божии, час за часом проводи с мыслью, что каждый из них час последний. В жизни от этого умалится число пустых утех, а в смерти неисчетно будет вознаграждено это лишение радостью, которой ничего нет равного в радостях жизни", советует нам святитель.
Другое толкование говорит о том, что часто мы видим, что зло, казалось бы, торжествует. Даже в церковной жизни нередко встречаем нестроения, например недостойных священнослужителей. Видит ли это Христос, почему Он не вмешается? Преподобный Феодор Студит говорил об этом так: «Следует оплакивать то, что происходит: люди стали испорченными и недостойными, церкви немыми и оскверненными, повсюду богохульствуют, а Христос спит... Христос же еще спит, одним отверзая дверь покаяния, испытывая любовь других»
В первую очередь Христос "спит" для нас. Чтобы дать нам возможность покаяться и изменить свою жизнь. Но как часто мы злоупотребляем долготерпением Божиим. Господь не наказывает за грехи, а мы от этого становимся только хуже. Возблагодарив Бога за Его долготерпение, ведь что было бы с нами во всю вечность, если бы смерть пришла в момент нашей злобы, душевной нечистоты, положим теперь решимость исправиться. Не вечно будет ожидать нашего исправления Христос, скоро настанет Суд.