12 ноября 2022. Суббота седмицы 22-й по Пятидесятнице. Евангельское чтение: Лк 8, 16-21.
В сегодняшнем Евангельском чтении мы слышим слова Господа: "Никто, зажегши свечу, не покрывает ее сосудом, или не ставит под кровать, а ставит на подсвечник, чтобы входящие видели свет. Ибо нет ничего тайного, что' не сделалось бы явным, ни сокровенного, что' не сделалось бы известным и не обнаружилось бы".
Жизнь христиан должна быть светом миру. Все видят их поступки, их отношение к ближним.
"Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного" (Мы 5, 16), призывает всех Своих учеников Господь.
Святитель Иоанн Златоуст так комментировал сказанное Христом: "Что же прикажешь? Жить нам для тщеславия и честолюбия? Нет, я не то говорю. Я не сказал: старайтесь выставлять на вид добрые дела ваши, показывайте их; но сказал только: «да просветится свет ваш», т. е. да будет добродетель ваша велика, огонь обилен, свет неизречен. Когда добродетель будет такова, то сокрыть ее невозможно, хотя бы тот, кто имеет ее, всячески старался укрывать".
"Итак, наблюдайте, как вы слушаете: ибо, кто имеет, тому дано будет, а кто не имеет, у того отнимется и то', что' он думает иметь". Обращаем ли мы внимание как мы слушаем Слово Божие, Евангелие. Сравнивая свою жизнь с заповеданной Спасителем, мы непременно придем к пониманию того, что поступаем совсем не так. Является ли это для нас главной скорбью в жизни? Или мы заботимся обо всем, а о главном, о состоянии души, нерадим.
Святые отцы имели непрестанное внимание к себе, старались исправиться в грехах и понимали свою немощь. Потому считали себя хуже всех других людей. Имеющему тщание в духовной жизни и смирение, Бог непременно даст добродетели, очистит от грехов. У тех же, кто живёт беспечно и ничего плохого в себе не замечает, кто напротив, гордится собой, отнимется и их ложное представление о своей праведности. "Люди делятся на праведников, которые считают себя грешниками, и грешников, которые считают себя праведниками", замечали мудрые люди. Велико горе тех, которые, живя на земле, не познали свою греховную немощь. Она откроется им на Страшном Суде, когда ничего уже нельзя будет исправить.
"И пришли к Нему Матерь и братья Его, и не могли подойти к Нему по причине народа. И дали знать Ему: Матерь и братья Твои стоят вне, желая видеть Тебя. Он сказал им в ответ: матерь Моя и братья Мои суть слушающие слово Божие и исполняющие его"
Господь сказал так, желая показать, что и для Его Матери по плоти, для Приснодевы Марии, и для Его братьев, которыми считают детей Иосифа Обручника, призванного охранять девство Марии, не будет никакой пользы от родства с Ним, если они будут вести небогоугодную жизнь, и, напротив, что каждый, живущий по заповедям, близок к Богу. Этими словами Господь не отрекается от плотского родства, но говорит о том, что есть ещё и родство духовное, оно выше.
В этих словах и ответ на многочисленные вопросы - к какой святыне поехать, какие молитвы следует читать в тех или иных затруднительных жизненных обстоятельствах. Внешние действия не так важны, главное - сродны ли мы Христу по духу или противоположны? Прощаем или мстим, заботимся ли о ближних или эгоистичны, земное или небесное у нас на первом месте?