16 ноября 2022. Среда седмицы 23-й по Пятидесятнице. Евангельское чтение: Лк 11, 42-46.
"Но горе вам, фарисеям, что даете десятину с мяты, руты и всяких овощей, и нерадите о суде и любви Божией: сие надлежало делать, и того не оставлять. Горе вам, фарисеям, что любите председания в синагогах и приветствия в народных собраниях. Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что вы - как гробы скрытые, над которыми люди ходят и не знают того. На это некто из законников сказал Ему: Учитель! говоря это, Ты и нас обижаешь. Но Он сказал: и вам, законникам, горе, что налагаете на людей бремена неудобоносимые, а сами и одним перстом своим не дотрагиваетесь до них".
В сегодняшнем Евангельском чтении мы слышим слова Христа, обращенные к религиозным лидерам иудеев: "горе вам, фарисеям, что даете десятину с мяты, руты и всяких овощей, и нерадите о суде и любви Божией: сие надлежало делать, и того не оставлять".
Фарисеи были известны своей внешней праведностью, но выполняли лишь внешние дела благочестия, а о сути закона забывали. Они дотошно исполняли ветхозаветное предписание отдавать десятую часть со всякого дохода Богу.
Исполняли в самых мелочах, но забывали о суде, то есть, по мысли толкователей, были неправосудны по отношению к слабым, к вдовам, сиротам, притесняли их.
Исполнение заповеди о десятине приводило их в самодовольное состояние, закрывало глаза на грехи, взращивало в душе самолюбие. А забота о ближних помогла бы самолюбие изжить, на что и указывает Спаситель.
Внешние дела закона - как тело человека, а дух закона - как человеческая душа. Фарисеи заботились только о первом. Получается, их вера подобна живому трупу. То же можно сказать и о нашей вере, если мы считаем себя христианами, но не исповедуемся, если исповедуется, но не стараемся исправляться в грехах.
Преподобный Иустин Попович так определял фарисейство: "Фарисейство заключается в том, чтобы провозглашать главное второстепенным, а второстепенное главным. В этом и есть сущность лицемерия, формализма, поверхностности. Лицемерие и мерит только лицо, только внешность, только вид, только корку; не желает заглянуть в корень, в суть, в ядро, в сердце, откуда исходят все жизненные и животворные силы".
Что же, значит и не надо делать внешние дела благочестия, не обязательно ходить в храм, важно лишь чистое сердце? Для того и делаем внешнее, чтобы появилось внутреннее, просто важно не забывать об этой цели. Как же Бог появится в душе, как она очистится от грехов без помощи свыше? Самые действенные средства к уврачеванию духовных недугов - таинства, данные нам Христом: крещение, исповедь, причащение.
"Сие надлежало делать, и того не оставлять", читаем мы далее речь Господа. У фарисеев же была забота только о внешнем. А у нас нет ни внешнего ни внутреннего. Тем более можно отнести к нам слова "горе вам!"
Душа не преображенная Господом, может казаться окружающим порядочной, доброй. Иногда такие люди задаются вопросом: "вот вы в церковь ходите, а делаете много плохого, а некоторые не ходят, но гораздо лучше вас". Господь же уподобляет тех, кто исправен лишь внешне, кто кажется порядочным и культурным, раскрашенным гробам: "Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что вы — как гробы скрытые, над которыми люди ходят и не знают того". Бывает, на территории старых кладбищ уже ничего не остается. Там строят дома, дороги по которым ходят люди.
Так и душа человека. Ни окружающие его, ни даже он сам может не знать о своих грехах, может превозноситься над другими, осуждать других, может получать награды за добрые дела, но перед Богом быть большим грешником.
Если душа человека не преображена Богом, то не много пользы от внешней культурности. С древних времен и до новейших история знает немало примеров того, как культурные нации оказывались способны на тяжкие военные преступления. Как принятое в обществе культурное обращение лишь слабо прикрывает отсутствие любви к ближнему, немилосердие. Сделать аборт, убить того кто с точки зрения и науки и религии твой ребенок, это допустимо, об этом никто не узнает, мыслят многие, и при этом отстаивают права животных и считают себя добрыми людьми. Хорошо, если кто и к животным относится по доброму, это естественно для христианина, но сколько у нас страдает одиноких людей, больных детей, стариков? Практически каждый мог бы так или иначе им послужить, если не материально, так уделяя свое время.
Когда к нам приходит беда, мы вспоминаем о Боге, идем в храм. Но к храму тоже относимся по фарисейски. Куда подать записку и поставить свечку? Это внешнее, оно второстепенно. Необходимо исповедаться и исправляться, переставать жить по самолюбию и начинать делать дела любви к Богу и к ближним.