14 ноября 2022. Понедельник седмицы 23-й по Пятидесятнице. Евангельское чтение: Лк 11, 29-33.
В сегодняшнем Евангельском чтении мы слышим: "Когда же народ стал сходиться во множестве, Он начал говорить: род сей лукав, он ищет знамения, и знамение не дастся ему, кроме знамения Ионы пророка; ибо ка'к Иона был знамением для Ниневитян, та'к будет и Сын Человеческий для рода сего. Царица южная восстанет на суд с людьми рода сего и осудит их, ибо она приходила от пределов земли послушать мудрости Соломоновой; и вот, здесь больше Соломона. Ниневитяне восстанут на суд с родом сим и осудят его, ибо они покаялись от проповеди Иониной, и вот, здесь больше Ионы"
Пророк Иона не желал исполнять Божие повеление и идти призывать ниневитян к покаянию. Ниневитяне были крайне нечестивым народом. Господь устроил так, что Иону проглотил кит, но он непостижимым образом пробыл внутри кита три дня, и был доставлен в Ниневию, где кит выплюнул пророка. Все жители той страны вняли проповеди Ионы. Они покаялись и изменили свою жизнь.
Произошедшее с пророком - знамение пророка Ионы, прообразовало тридневное пребывание плоти Христа во гробе после того, как Он будет распят и умрет плотски на Кресте, а по прошествии трёх дней воскреснет. Однако и это знамение, весть о Воскресшем Христе, не сможет убедить покаяться фарисеев, распявших Господа, о чем и сказал, предвозвещая наступающие события, Спаситель.
Удивительно, но даже поняв, что Христос Воскрес, большинство иудеев не обратились к покаянию. Конечно же, обратившиеся при виде меньшего знамения ниневитяне самим фактом своего покаяния явятся судьями нераскаянным иудеям.
Но сказанные Господом слова актуальны и сегодня. Люди, подобно иудеям, ищут от Иисуса здоровья, материального благополучия, успеха, но не святой жизни. Мы, как и они, не слышим, к чему Он нас призывает.
Святитель Феофан Затворник говорил: "Господь всегда и среди нас так же очевидно присущ в евангельских сказаниях, как было тогда. Читая Евангелие, мы имеем пред очами Господа со всеми дивными делами Его, ибо оно также несомненно, как несомненно свидетельство собственных очей". Выходит, мы, как и жившие два тысячелетия назад иудеи, имеем возможность слышать проповедь Господа. Вместе с апостолами мы можем оказаться на Тайной Вечере и из одной чаши причаститься с ними из рук Спасителя. Ведь, по учению Константинопольского Собора, это и происходит всякий раз, когда мы приступаем к евхаристии. Таинственным образом Дух Святой дает нам преодолеть преграду времени и расстояния и оказаться в Сионской горнице на Тайной Вечере.
Однако это не многим нужно. К Богу мы обращаемся нечасто, в основном когда что-то от Него потребуется. Потому Спаситель и сказал о том, что нас осудит Царица южная, которая некогда прошла большое расстояние, чтобы услышать мудрость Соломона. Осудят нас и ниневитяне, которые покаялись, услышав проповедь из уст пророка Ионы. У нас же Сам Христос, а мы Его не слышим, не можем даже начать и закончить день внимательной молитвой, не находим времени и сил посещать богослужения и внимать читаемому в храме. Легко теряем благодать беспечной духовной жизнью.
"Никто, зажегши свечу, не ставит ее в сокровенном месте, ни под сосудом, но на подсвечнике, чтобы входящие видели свет". Вам, говорит Господь людям, не желающим Его принимать, дан дар ума. Этот ум, как горящая свеча, должен помогать вам ориентироваться в жизни, показывать вам где истина, а где ложь, какие устремления важны, а какие нет. Разум должен помочь человеку увидеть во Христе Бога и последовать за ним. Этот дар должен, подобно светильнику, светить для нас, мы не должны его прятать, должны слушать свои ум и совесть.