21 августа 2022. Неделя 10-я по Пятидесятнице. Евангельское чтение: Мф 17, 14-23.
"Когда они пришли к народу, то подошел к Нему человек и, преклоняя пред Ним колени, сказал: Господи! помилуй сына моего; он в новолуния беснуется и тяжко страдает, ибо часто бросается в огонь и часто в воду, я приводил его к ученикам Твоим, и они не могли исцелить его. Иисус же, отвечая, сказал: о, род неверный и развращенный! доколе буду с вами? доколе буду терпеть вас? приведите его ко Мне сюда. И запретил ему Иисус, и бес вышел из него; и отрок исцелился в тот час. Тогда ученики, приступив к Иисусу наедине, сказали: почему мы не могли изгнать его? Иисус же сказал им: по неверию вашему; ибо истинно говорю вам: если вы будете иметь веру с горчичное зерно и скажете горе сей: "перейди отсюда туда", и она перейдет; и ничего не будет невозможного для вас; сей же род изгоняется только молитвою и постом. Во время пребывания их в Галилее, Иисус сказал им: Сын Человеческий предан будет в руки человеческие, и убьют Его, и в третий день воскреснет. И они весьма опечалились".
Во Имя Отца и Сына и Святаго Духа!
В сегодняшнем Евангельском чтении мы слышали о том как Господь Иисус Христос, исцеливший отрока одержимого бесом, сказал: "сей же род изгоняется только молитвою и постом".
Святитель Феофан Затворник говорил, что одержимость бесовская может быть незаметна как окружающим, так и самому человеку, который одержим нечистым духом. Проявляется она в том, что такой живет, исполняя волю дьявола. Постоянно совершает грехи, уклоняется от всякого добра.
И вот, Сам Господь указывает единственный путь ко спасению - пост и молитва. "Возьмись только за молитву и пост - и враг тотчас уйдет и на стороне будет выжидать случая, как бы опять вернуться, и действительно возвращается, как только оставлены бывают молитва и пост".
Многие из тех, кто уже пробовал когда-либо поститься, воздерживаться от скоромных продуктов в установленные Церковью дни, придут в недоумение от этих слов святителя. Ведь никаких, тем более незамедлительных плодов своего воздержания, они могли не заметить. То же касается и молитвы.
В чем может быть причина? Известны высказывания опытных духовников, которые замечали, что люди сейчас читают много молитв, но не молятся. Вычитывание молитв и живое обращение души к Богу это разные вещи. Святитель Игнатий Брянчанинов писал: "душа всех упражнений о Господе – внимание. Без внимания все эти упражнения бесплодны, мертвы", - как мертво тело, разлучённое с душой.
Архимандрит Павел (Груздев) говорил, что молиться нужно так, <<как будто ты упал в колодец и слышишь, кто-то мимо идет. Ты ведь не будешь говорить: "Кидай верёвку, где ты раньше был?" Нет, ты будешь упрашивать: "Спаси меня, помоги мне">>.
Относительно поста известны такие наставления этого старца: "в наше время лучше совсем не поститься, чем поститься без ума"
"мясо ешь, мясника не режь, молоко пей, молочницу не бей", то есть нельзя видеть цель поста в том, что на самом деле является лишь средством, в воздержании от скоромной пищи.
Как важно было бы дать пост языку, очам, мыслям. Меньше времени проводить в пустых разговорах, в интернете.
Сейчас идёт Успенский пост. Выйти из поста мы должны другими, не такими какими были до этого. Как важно было бы ознакомиться в эти дни с тем как понималась молитва Отче наш святыми отцами. Ведь именно ее дал Спаситель ученикам, когда они спросили Его как им следует молиться. Святые отцы говорили, что в словах молитвы Господней вкратце содержится все Евангелие. Как мы окрадываем себя, если читаем ее лишь устами, не понимая смысла этих прошений. Как важно было бы ознакомиться с объяснением Божественной литургии - главной церковной службы, которая является самым сильным лекарством для души, больной грехом.
Как важно было бы в эти дни испытать свою совесть, руководствуясь, к примеру, таким наставлением митрополита Антония: "
Нередко меня спрашивают: как надо исповедоваться?.. И ответ на это самый прямой, самый решительный может быть таков: исповедуйся, словно это твой предсмертный час; исповедуйся, словно это последний раз, когда на земле ты сможешь принести покаяние во всей твоей жизни, прежде чем вступить в вечность и стать перед Божиим судом, словно это — последнее мгновение, когда ты можешь сбросить с плеч бремя долгой жизни неправды и греха, чтобы войти свободным в Царство Божие.
Если бы мы так думали об исповеди, если бы мы становились перед ней, зная— не только воображая, но твердо зная— что мы можем в любой час, в любое мгновение умереть, то мы не ставили бы перед собой столько праздных вопросов; наша исповедь тогда была бы беспощадно искренна и правдива; она была бы пряма; мы не старались бы обойти тяжелые, оскорбительные для нас, унизительные слова; мы бы их произносили со всей резкостью правды. Мы не задумывались бы над тем, что нам сказать или чего не говорить; мы говорили бы все, что в нашем сознании представляется неправдой, грехом: все то, что делает меня недостойным моего человеческого звания, моего христианского имени. Не было бы в нашем сердце никакого чувства, что надо себя уберечь от тех или других резких, беспощадных слов; не ставили бы мы вопроса, надо ли сказать то или другое, потому что мы знали бы, с чем можно войти в вечность, а с чем в вечность нельзя войти.."
Время Успенского поста может быть для нашей души спасительно. В эти дни мы можем найти Бога, вернуть давно потерянную радость жизни, а можем упустить и эту возможность, данную нам Господом.