17 августа 2022. Среда седмицы 10-й по Пятидесятнице. Евангельское чтение: Мф 21, 28-32.
В сегодняшнем Евангельском чтении мы слышим притчу Спасителя: "У одного человека было два сына; и он, подойдя к первому, сказал: сын! пойди сегодня работай в винограднике моем. Но он сказал в ответ: не хочу; а после, раскаявшись, пошел. И подойдя к другому, он сказал то' же. Этот сказал в ответ: иду, государь, и не пошел. Который из двух исполнил волю отца? Говорят Ему: первый. Иисус говорит им: истинно говорю вам, что мытари и блудницы вперед вас идут в Царство Божие, ибо пришел к вам Иоанн путем праведности, и вы не поверили ему, а мытари и блудницы поверили ему; вы же, и видев это, не раскаялись после, чтобы поверить ему".
В притче Господь обличает религиозных лидеров иудейского народа, призывает их к покаянию. Они называли себя народом Божиим, но делали только внешние дела богопочитания, а по сути заповеди не исполняли. Напротив, многие из язычников, отпавших от Бога, многие грешники, изначально отказавшиеся от богоугодной жизни, вскоре покаялись и с радостью приняли Христа.
Также притча научает нас не превозноситься над ближними. Возможно, вскоре они обратятся, а мы, называющие себя христианами, так и не позаботимся об исправлении своих греховных страстей.
По мысли святых отцов, если у нас нет самоотвержения, готовности следовать за Христом, неся свой крест, то благие наши намерения жить по-христиански, вскоре пропадут. Столкнувшись с трудностями, мы оставим некогда избранный благой путь. Помогают запастись самоотвержением чтение святоотеческой литературы, церковные таинства и наши старания идти наперекор своей воле. Авва Дорофей в поучении об отречении от мира говорит о том, как прийти к самоотвержению и к его благим плодам: "Положим, что кто-нибудь, пройдя небольшое расстояние, увидел что-либо и помысл говорит ему: «посмотри туда». А он отвечает помыслу: «истинно не стану смотреть», и отсекает хотение своё, и не смотрит. Или встречает празднословящих между собою и помысл говорит ему: «скажи и ты такое-то слово», а он отсекает хотение своё и не говорит. Или говорит ему помысл: «пойди, спроси повара, что он варит», а он нейдёт и отсекает хотение своё. Он видит что-нибудь, и помысл говорит ему: «спроси, кто принёс это», а он отсекает хотение своё и не спрашивает. Отсекая же таким образом свою волю, он приходит в навык отсекать её и, начиная с малого, достигает того, что и в великом отсекает её без труда и спокойно, и достигает наконец того, что вовсе не имеет своей воли, и что бы ни случилось, он бывает спокоен, как будто исполнилось его собственное желание".