Толкование на Евангелие

15 августа 2022. Понедельник седмицы 10-й по Пятидесятнице. Евангельское чтение: Мф 21, 18-22.

В сегодняшнем Евангельском чтении повествуется о событиях, происходивших в понедельник той недели, на которой Господь Иисус Христос добровольно принял Крестные Страдания нашего ради спасения. Христос, выйдя из Вифании, ощутил чувство голода. Увидев смоковницу, покрытую листьями, Он "подошел к ней и, ничего не найдя на ней, кроме одних листьев, говорит ей: да не будет же впредь от тебя плода вовек. И смоковница тотчас засохла. Увидев это, ученики удивились и говорили: как это тотчас засохла смоковница? Иисус же сказал им в ответ: истинно говорю вам, если будете иметь веру и не усомнитесь, не только сделаете то́, что́ сделано со смоковницею, но если и горе сей скажете: поднимись и ввергнись в море,- будет; и всё, чего ни попросите в молитве с верою, полу́чите".

Святитель Иоанн Златоуст говорит о том, что Христос, зная, что через несколько дней Он будет распят, таким образом укрепляет веру апостолов, показывает им, что несомненно имеет власть проклясть и распинающих Его. Ученики, которые вскоре увидят Господа на Кресте, вспомнив произошедшее, смогут понять, что Спаситель страдает добровольно, из любви к людям мучительно умирает за них.

Но за что же была проклята та смоковница, с которой еще не пришло время сбора плодов? В том, что Христос избрал это дерево, имеется глубокий символический смысл. Смоковница отличается от прочих плодовых растений тем, что сначала на ее голых ветках появляются цветы, завязываются плоды и только потом куст начинает покрываться листьями. Если листья есть, а мы читаем о том, что они были, то плоды уже давно должны были бы быть, пусть и не зрелые. Но листья той смоковницы прикрывали не плоды, а их отсутствие.

Образ здесь такой. Смоковница, как многоплодное дерево, в Ветхом Завете была символом богоизбранного народа. Плодами ветхозаветных пророчеств, о которых знали все иудеи, должны были бы стать дела покаяния, принятие иудеями учения Христова. Но в большинстве своем иудеи имели лишь внешнюю религиозность (дерево, усыпанное листьями), душа же их далеко отстояла от Бога. Если бы Христос смог найти у них хотя бы незрелые плоды - хотя бы понимание своей нравственной неполноценности и желание жить по евангельскому учению, в котором и раскрывался смысл ветхозаветных правил, то Господь принял бы их и помог бы возрасти в них настоящей добродетели. Но не было ничего кроме внешней формы богопочитания, было только лицемерие. 

Толкователи видят здесь и такой символический смысл. Христос - Богочеловек. Он взалкал (то есть сильно захотел чего либо) и по человечеству и по божеству. Как Человек Он нуждался в пище, как Бог Он желал увидеть истинную праведность среди Своего народа, но не нашел.

И Господь, идущий на Крест, оставляет оставивших Его иудеев, которые желали получить от Спасителя лишь земное благополучие, которые ждали Мессию как великого земного царя - чудотворца, а учение о Царстве Божием, которое должно быть в каждом из нас, слова о правде, мире, делах любви, они не принимали.

В ответ на удивление учеников о засохшей смоковнице, Спаситель сказал: "истинно говорю вам, если будете иметь веру и не усомнитесь, не только сделаете то́, что́ сделано со смоковницею, но если и горе сей скажете: поднимись и ввергнись в море,- будет; и всё, чего ни попросите в молитве с верою, полу́чите". Известно ли, что христиане двигают горы? С одной стороны нет. Рельеф земной поверхности не претерпевает изменений по их молитвам. Что же, людей, которые имеют веру, уже не осталось? Но зачем переставлять горы, кто от этого станет счастлив? Гора это образ. Каким бы сильным человеком кто ни был, какой бы силой воли он не обладал, гору никто сдвинуть не сможет. Горы это горы наших собственных грехов. Своими силами мы не сможем жить по заповедям. Но с помощью Божией, с помощью благодати, подаваемой в церковных таинствах, верующий христианин, принуждающий себя к добродетели, преображает душу. Меняются его отношения с Богом и ближними. Свидетелем этого чуда должен стать каждый. Когда апостолы, услышав к чему призывает их Спаситель, спросили Его: "так кто же может спастись?", то "Иисус, воззрев, сказал им: человекам это невозможно, Богу же всё возможно".

Читать далее

14 августа 2022. Происхождение Честных Древ Креста Господня. Евангельское чтение: Ин., 60 зач., XIX, 6-11, 13-20, 25-28, 30-35.

Свидетельство о регистрации средства массовой информации. ЭЛ № ФС77-59984

© 2010. Все права защищены. Покровский ставропигиальный женский монастырь у Покровской заставы города Москвы

Подворья монастыря

Новомученики Покровской обители

Детский приют

Матрона Московская

Новости и события

Подворье в Троице-Лыково

Расписание богослужений

Трапеза для паломников

Новоначальным

Духовное чтение

Толкование на Евангелие

25 августа 2022. Четверг седмицы 11-й по Пятидесятнице. Евангельское чтение: Мф 24, 13-28.

25.08.2022

24 августа 2022. Среда седмицы 11-й по Пятидесятнице. Евангельское чтение: Мф 23, 29-39.

24.08.2022

23 августа 2022. Вторник седмицы 11-й по Пятидесятнице. Евангельское чтение: Мф 23, 23-28.

23.08.2022

22 августа 2022. Понедельник седмицы 11-й по Пятидесятнице. Евангельское чтение: Мф 23, 13-22.

22.08.2022

21 августа 2022. Неделя 10-я по Пятидесятнице. Евангельское чтение: Мф 17, 14-23.

21.08.2022

20 августа 2022. Суббота седмицы 10-й по Пятидесятнице. Евангельское чтение: Мф 17, 24- 18,4.

20.08.2022

19 августа 2022. Преображение Господне. Евангельское чтение: Мф 17, 1-9, Лк 9, 28-36.

19.08.2022

18 августа 2022. Четверг седмицы 10-й по Пятидесятнице. Евангельское чтение: Мф 21, 43-46.

18.08.2022

17 августа 2022. Среда седмицы 10-й по Пятидесятнице. Евангельское чтение: Мф 21, 28-32.

17.08.2022

16 августа 2022. Вторник седмицы 10-й по Пятидесятнице. Евангельское чтение: Мф 21, 23-27.

16.08.2022

15 августа 2022. Понедельник седмицы 10-й по Пятидесятнице. Евангельское чтение: Мф 21, 18-22.

15.08.2022

14 августа 2022. Происхождение Честных Древ Креста Господня. Евангельское чтение: Ин., 60 зач., XIX, 6-11, 13-20, 25-28, 30-35.

14.08.2022

13 августа 2022. Суббота седмицы 9-й по Пятидесятнице. Евангельское чтение: Мф 15, 32-39.

13.08.2022

12 августа 2022. Пятница седмицы 9-й по Пятидесятнице. Евангельское чтение: Мф 21, 12-14, 17-20.

12.08.2022

11 августа 2022. Четверг седмицы 9-й по Пятидесятнице. Евангельское чтение: Мф 20, 17-28.

11.08.2022

10 августа 2022. Среда седмицы 9-й по Пятидесятнице. Евангельское чтение: Мф 20, 1-16.

10.08.2022

9 августа 2022. Евангельское чтение: Ин 15,17 - 16,2.

09.08.2022

8 августа 2022. Понедельник седмицы 9-й по Пятидесятнице. Евангельское чтение: Мф 18, 1-11.

08.08.2022

7 августа 2022. Неделя 8-я по Пятидесятнице. Евангельское чтение: Мф 14, 14-22.

07.08.2022

6 августа 2022. Суббота седмицы 8-й по Пятидесятнице. Евангельское чтение: Мф 12, 30-37.

06.08.2022

Монашество

Контакты