29 августа 2022. Понедельник седмицы 12-й по Пятидесятнице. Евангельское чтение: Мк 1, 9-15.
"И было в те дни, пришел Иисус из Назарета Галилейского и крестился от Иоанна в Иордане. И когда выходил из воды, тотчас увидел Иоанн разверзающиеся небеса и Духа, как голубя, сходящего на Него. И глас был с небес: Ты Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение. Немедленно после того Дух ведет Его в пустыню. И был Он там в пустыне сорок дней, искушаемый сатаною, и был со зверями; и Ангелы служили Ему. После же того, как предан был Иоанн, пришел Иисус в Галилею, проповедуя Евангелие Царствия Божия и говоря, что исполнилось время и приблизилось Царствие Божие: покайтесь и веруйте в Евангелие".
В сегодняшнем Евангельском чтении мы слышим о том как начиналась проповедь Спасителя: "пришел Иисус в Галилею, проповедуя Евангелие Царствия Божия и говоря, что исполнилось время и приблизилось Царствие Божие: покайтесь и веруйте в Евангелие".
Спаситель повторяет слова, которые некогда составляли суть проповеди Иоанна Крестителя: "покайтесь, ибо приблизилось Царствие Божие". Эти же слова, по мысли толкователей, говорили и апостолы в начале своей проповеди.
Если человек заглушил совесть, он никогда не примет Христа, сколько бы явных чудес ни сопровождали благовестие.
"В чем мне каяться, грехов у меня нет, пусть лучше вот это идет и кается", - так рассуждают такие люди. Исаак Сирин говорил: «Нет греха непростительного, кроме греха нераскаянного».
Тот же кто решился жить по заповедям, начинает видеть состояние своей души. Он замечает, что в ней есть множество грехов, исправиться в которых ему не по силам. Раздражение, злорадство, осуждение, мстительность, немолитвенность, сребролюбие, нечистые помыслы, эгоизм, ложь. Все это и многое другое продолжается изо дня в день. Преподобный Петр Дамаскин замечал: "начало здравия души человеческой есть видение своих грехов бесчисленными, как песок морской".
Человек начинает отчасти видеть свое истинное состояние. Чем ближе он приближается к Свету, к Богу, тем больше темного и нечистого он в себе видит. Преподобный Сисой Великий говорил под конец своей жизни: "поверьте братья, куда будет ввержен сатана, там окажусь и я", а лицо его сияло ярким светом.
Бог не всякому и не сразу даёт видеть всю скверну его души, ведь покаяние неверующего человека, покаяние без Христа - это ужас, который не́когда довел Иуду до самоубийства. Покаяние же верующего человека перед Богом преподобный Паисий Святогорец описывал как радостопечалие. Он уподоблял состояние кающегося грешника младенцу, который, рыдая, приходит к любящему отцу и говорит, что разбил дорогой предмет. Чем больше он плачет, тем больше отец старается его утешить: "ничего, мы купим новый". Также и душа. Чем больше мы себя осуждаем и перестаем оправдывать, чем больше своих грехов исповедуем перед Богом, тем большее утешение Господь нам дарует.