8 сентября 2022. Четверг седмицы 13-й по Пятидесятнице. Евангельское чтение: Мк 3, 28-35.
"Истинно говорю вам: будут прощены сынам человеческим все грехи и хуления, какими бы ни хулили; но кто будет хулить Духа Святаго, тому не будет прощения вовек, но подлежит он вечному осуждению. Сие сказал Он, потому что говорили: в Нем нечистый дух. И пришли Матерь и братья Его и, стоя вне дома, послали к Нему звать Его. Около Него сидел народ. И сказали Ему: вот, Матерь Твоя и братья Твои и сестры Твои, вне дома, спрашивают Тебя. И отвечал им: кто матерь Моя и братья Мои? И обозрев сидящих вокруг Себя, говорит: вот матерь Моя и братья Мои; ибо кто будет исполнять волю Божию, тот Мне брат, и сестра, и матерь".
В сегодняшнем Евангельском чтении мы слышим слова Спасителя: "Истинно говорю вам: будут прощены сынам человеческим все грехи и хуления, какими бы ни хулили; но кто будет хулить Духа Святаго, тому не будет прощения вовек, но подлежит он вечному осуждению". И далее мы читаем:
"Сие сказал Он, потому что говорили: в Нем нечистый дух".
Почему именно хула на Святого Духа людям не простится? Если кто скажет слово на Сына Человеческого, то есть на Христа, слышим мы слова Спасителя, переданные евангелистом Матфеем, то такого может спасти покаяние, этот грех ему может быть прощен.
Мы знаем как апостол Павел гнал христиан, но явившийся ему Господь вразумил его, и он, принеся покаяние, стал первоверховным апостолом. Христос пришел в мир прикровенно, в виде обычного Человека. Те, кто не смогли увидеть в Нем Бога, но затем покаялись, были прощены и спасены.
А кто же те, кто хулит Святого Духа? Какой грех Господь, желающий нашего спасения гораздо больше нас самих, нам простить не сможет?
Действие Духа Святого всегда явное. Если кто отвергает явное действие Божие (как например апостол Иуда, бывший свидетелем многих чудес), то чем помочь такому? Если человек видит явное чудо, слышит учение, согласное с самым добрым в его душе, но этого не принимает, осознанно упорствует во зле и нисколько в том не раскаивается, как такого спасти? Он увидел добро и зло, но добро похулил, сделал осознанный выбор. Вот и фарисеи видели многие добрые дела Иисуса, но сказали: "в Нем бес".
Человек - образ Божий. Бог свободен и не калечит в нас Свой же образ. Потому если кто ошибался и не понимал, что живет неправильно, что отвергает Христа, такой человек может покаяться и получить прощение. Но если человек все понимает, а спасения даже и не хочет, сознательно отвергает, выбирает зло, в грехах не кается. Тогда Бог оставляет такого непрощенным, как он сам того и желает. Потому говорят, что ад закрыт на ключ изнутри.
К какому состоянию мы ближе? Нам знакомо евангельское учение, известно о православных подвижниках. Велики ли наши старания в духовной жизни? Нет ли таких грехов, с которыми мы и не желаем расставаться, всерьез бороться? Если так, то мы в опасном состоянии и можем дойти до осознанного отвержения добра, до погибели души. Жить с Богом в Небесном Царстве это значит не грешить вообще. Не кажется ли нам святая жизнь страшной пыткой? Хотели бы мы начать с этого момента жить по Евангелию? "А что, в раю вообще нельзя будет грешить?", задал вопрос один мальчик.
Итак, те люди, которые совершают даже и тяжелые грехи, даже богохульство, но грешат по неведению или по немощи, имеют надежду на спасение, но знающие добро и добровольно остающиеся во зле не могут быть спасены. Господь уважает их выбор.