20 августа 2022. Суббота седмицы 10-й по Пятидесятнице. Евангельское чтение: Мф 17, 24- 18,4.
"Когда же пришли они в Капернаум, то подошли к Петру собиратели дидрахм и сказали: Учитель ваш не даст ли дидрахмы? Он говорит: да. И когда вошел он в дом, то Иисус, предупредив его, сказал: как тебе кажется, Симон? цари земные с кого берут пошлины или подати? с сынов ли своих, или с посторонних? Петр говорит Ему: с посторонних. Иисус сказал ему: итак сыны свободны; но, чтобы нам не соблазнить их, пойди на море, брось уду, и первую рыбу, которая попадется, возьми, и, открыв у ней рот, найдешь статир; возьми его и отдай им за Меня и за себя.
В то время ученики приступили к Иисусу и сказали: кто больше в Царстве Небесном? Иисус, призвав дитя, поставил его посреди них и сказал: истинно говорю вам, если не обратитесь и не будете как дети, не войдете в Царство Небесное; итак, кто умалится, как это дитя, тот и больше в Царстве Небесном".
В сегодняшнем Евангельском чтении мы слышим, как к апостолу Петру подошли люди, которые собирали подать на храм. Ее должен был платить всякий иудей, который был первенцем у своих родителей. Некоторые же толкователи считают, что платить должны были все мужчины, это было жертвой Богу. Христос был первенцем и они спросили, заплатит ли Он этот налог?
Петр ответил вопрошавшим, что Христос заплатит, но к Самому Спасителю с этим вопросом подойти не решался. Тогда Иисус Сам сказал Петру: "как тебе кажется, Симон? цари земные с кого берут пошлины или подати? с сынов ли своих, или с посторонних?" "Петр говорит Ему: с посторонних. Иисус сказал ему: итак сыны свободны; но, чтобы нам не соблазнить их, пойди на море, брось уду, и первую рыбу, которая попадется, возьми, и, открыв у ней рот, найдешь статир; возьми его и отдай им за Меня и за себя".
В начале речи Спасителя мы находим одно из подтверждений Его Божественного достоинства. Должен ли Бог Сын, Вторая Ипостась Святой Троицы, Единого Бога, приносить жертвы Богу, то есть Самому Себе? Конечно нет. Тут же Господь чудесным знамением с рыбой подтверждает приведенный образ, а далее наставляет апостолов: "истинно говорю вам, если не обратитесь и не будете как дети, не войдете в Царство Небесное; итак, кто умалится, как это дитя, тот и больше в Царстве Небесном".
Многие люди желают исключительности. Чтобы нами восхищались, чтоб мы были самыми уважаемыми и жили лучше других. Апостолы хотели того же. Потому приступили к Господу с вопросом: "кто больше в Царстве Небесном?"
Удивителен пример Христа. Ведь Он действительно был абсолютно не как прочие люди. Он был Богом, Творцом мира видимого и ангельского. Но в Рождестве Он принял человеческую природу. Стал Богочеловеком, чтобы по человечеству Своему умереть самой мучительной, позорной, рабской смертью за людей. Чтобы людей избавить от рабства греху, от вечной смерти и даровать им Небесное Царство. Так поступает любовь - не ищет своей славы, даже если того действительно заслуживает, но живет заботой о ближних. Напротив, эгоист желает над ближними вознестись. Несложно заметить, что все добро от любви, а зло от самолюбия. Господь здесь на Своем примере показал апостолам, к чему им следует стремиться. И чудо с монетой, добытой у рыбы, как и то, что Христос знал о разговоре Петра со сборщиками подати, свидетелем которого Он не был, это были подтверждения Его Царского, Божественного достоинства. Увидев это, ученики лучше могли воспринять Его дальнейший призыв - "будьте как дети", не ищите как выделиться среди прочих, но как им послужить. Только тогда вы сможете стать Моими последователями, можно продолжить мысль Спасителя. Тогда, действием благодати Божией, сердце человека сможет наполниться любовью и стать действительно прекрасным.
"Как же это, - стать как дети?", недоумевают некоторые, "поменять автомобиль на игрушечную машинку, а рабочий стол на песочницу?" Нет, у детей мы должны увидеть те качества, которых лишились и, с помощью Божией, насаждать их в своей душе. Малые дети не способны на лукавство, подлость, цинизм, предательство, презрительное отношение к слабым, на лесть перед сильными мира сего, злорадство, мстительность.
Сердце их не заражено страстями - сребролюбием, блудом, самомнением. Не знакомы им и последствия грехов - уныние, духовная пустота, муки совести. Они приветливы, ласковы, с удовольствием подарят любимую игрушку. Их искренняя вера в Бога может порой вызывать улыбку, но скорее наше неверие, забвение Бога должны вызывать горькие слезы.
А на первое место Господь ставит такое свойство детской души как смирение. Кого обычно ставят в пример? Людей выдающихся, известных, добившихся больших успехов. А Господь, указывая на младенца, дает понять, что успех и слава ничего человеку не дадут, если душа в грехах, если мы потеряли чистоту, лишились Бога.
Вот почему такой неожиданный пример для подражания показывает нам Спаситель. Все любят маленьких детей. Пообщаешься с ними и на душе светло. Также и люди святые. Они не враждуют, уступают, всегда искренни и поддержат. С ними всегда светло.
Спаситель указал апостолам, что суетного они искали, желая быть самыми славными и главными, когда задавали Ему свой вопрос. Указал и нам всем путь к счастью.
Удивительно Царство Небесное! Бесконечно отличается оно от любого земного царства, в котором есть царь, а все остальные - его верноподданные. В Царстве Небесном все цари, а Господь зовется Царь царствующих.
В земных царствах цари господствуют и повелевают, а в Царстве Небесном цари служат и смиряются, живут любовью. Тот там больший, кто больше послужил, а в земных царствах наоборот - кто больше властвует. "Да приидет Царствие Твое", просим мы Бога, чтобы наша душа преобразилась от эгоизма к любви.