30 августа 2022. Вторник седмицы 12-й по Пятидесятнице. Евангельское чтение: Мк 1, 16-22.
"Проходя же близ моря Галилейского, увидел Симона и Андрея, брата его, закидывающих сети в море, ибо они были рыболовы. И сказал им Иисус: идите за Мною, и Я сделаю, что вы будете ловцами человеков. И они тотчас, оставив свои сети, последовали за Ним. И, пройдя оттуда немного, Он увидел Иакова Зеведеева и Иоанна, брата его, также в лодке починивающих сети; и тотчас призвал их. И они, оставив отца своего Зеведея в лодке с работниками, последовали за Ним. И приходят в Капернаум; и вскоре в субботу вошел Он в синагогу и учил. И дивились Его учению, ибо Он учил их, как власть имеющий, а не как книжники".
В сегодняшнем Евангельском чтении мы слышим о том, как Христос призвал первых апостолов: "Проходя же близ моря Галилейского, увидел Симона и Андрея, брата его, закидывающих сети в море, ибо они были рыболовы. И сказал им Иисус: идите за Мною, и Я сделаю, что вы будете ловцами человеков. И они тотчас, оставив свои сети, последовали за Ним. И, пройдя оттуда немного, Он увидел Иакова Зеведеева и Иоанна, брата его, также в лодке починивающих сети; и тотчас призвал их. И они, оставив отца своего Зеведея в лодке с работниками, последовали за Ним".
Толкователи замечают, что ранее апостолы Андрей и Иоанн уже видели Спасителя. Когда они были с Иоанном Предтечей, то, увидев Иисуса, Креститель сказал: "вот Агнец Божий".
Тем не менее, их решимость оставить все и следовать за Господом, достойна удивления. Замедли они, и уже не смогли бы стать апостолами. Променяли бы Божие призвание и апостольское служение на бытовые дела, на рыболовство. Следовать за Учителем, который не имел где главы приклонить, было делом их веры.
Каждого из нас призывает Господь. Кому то дает силы, таланты. Ими можно служить себе, а можно Богу и ближним. Кому-то посылает скорбные обстоятельства как самый прямой путь к спасению души и очищению ее от грехов. Можно или предаться отчаянию, унывать, или предать все на волю Божию и последовать за Ним. Так или иначе отзываясь на Евангелие своей жизнью, мы уподобляемся или апостолам или богатому юноше, который не нашел в себе сил все оставить и пойти за Спасителем.
Почему слово Христа обладает такой силой, что за Ним устремились многие? Не только апостолы, множество людей на протяжение веков до последних времен становятся Его учениками. В Евангелии мы читаем, что слушавшие проповедь Спасителя: "дивились Его учению, ибо Он учил их, как власть имеющий, а не как книжники". Духовно светлый человек, тем более Сам Господь, мог сказать совсем немного. Например: "покайтесь, ибо приблизилось Царствие Божие", но сказанное из его уст воспламеняло сердца слушателей. Потому и апостолы сразу последовали за Господом.
Сила слова святого человека не в красноречии. Об архимандрите Павле (Груздеве) вспоминают, что однажды к нему привезли безнадёжного алкоголика. У того развалилось несколько семей, было подорвано здоровье, но отстать от греховной привычки он не мог.. Отец Павел, увидев его, отошёл, видимо для того, чтобы помолиться о страждущему Богу, а вернувшись, показал тому кулак и сказал лишь: "Пашка, видал! Не бросай!" (воздерживаться от алкоголизма). С того момента Павел навсегда бросил пить. В жизни он слышал много лекций о вреде алкоголя, страдал от своего греха, но исцелили его незамысловатые слова подвижника.
Толкователи замечают, что, в отличие от книжников, учение которых строилось на толковании Ветхозаветных Книг, на цитатах Писания, учение Христово иное. Оно не противоречит Ветхому Завету, но раскрывает его смысл. Иногда Он отменяет ветхозаветные постановления и дает более совершенные: "вы слышали, что сказано древним... если кто разведется с женою своею, пусть даст ей разводную. А Я говорю вам: кто разводится с женою своею, кроме вины любодеяния, тот подает ей повод прелюбодействовать; и кто женится на разведенной, тот прелюбодействует".
Потому с самого начала Его проповеди иудеи дивились - кто перед ними, чье учение они слышат, кто дал Ему власть так учить и творить такие чудеса? Некоторые говорили "это просто сын плотника", другие говорили "в Нем бес", но были и те, которые все оставляли и становились Его учениками. И сейчас некоторые говорят "Евангелие - обычная книга древней мудрости каких много", иные злословят Евангелие, но есть и те, кто, услышав в этой Книге слова Спасителя, оставляют свои прежние устремления и становятся Его учениками.