18 августа 2022. Четверг седмицы 10-й по Пятидесятнице. Евангельское чтение: Мф 21, 43-46.
"Потому сказываю вам, что отнимется от вас Царство Божие и дано будет народу, приносящему плоды его; и тот, кто упадет на этот камень, разобьется, а на кого он упадет, того раздавит. И слышав притчи Его, первосвященники и фарисеи поняли, что Он о них говорит, и старались схватить Его, но побоялись народа, потому что Его почитали за Пророка".
В сегодняшнем Евангельском чтении мы слышим слова Христа, в которых Он уподобляет Себя краеугольному камню - камню, который кладется в основание здания. Если здание построено на одном камне, оно будет стоять прочно. У нас у всех свои недостатки, у нас разные способности, интересы и социальное положение. Но если наша жизнь строится на заповедях Божиих, то она зиждется на прочном основании - на Христе, укрепляется в церковных таинствах, в которых мы к Нему приобщаемся. Тогда заповедь о любви к ближним, даже к врагам, не будет очередной утопией. То, что невыполнимо для человека, становится возможным, если Бог и человек соединяются вместе.
По мысли толкователей, Христос соединяет Собой то, что в этом мире постоянно расходится. Расходятся даже самые близкие люди, но во Христе, в Его Церкви, все обретают единство. Наиболее яркие примеры мы можем увидеть в жизнеописаниях святых. Преображенный Богом человек живет уже не для себя. Он живет любовью к Богу и к ближним. Желаем ли мы такой жизни? Возможно, заповедь о любви к Богу кажется нам правильной, а к ближним, к людям, окружающим нас... Порой хочется отгородиться от них. Но мы, как учат святые отцы, призываемся к единству с ближними во Христе. Важно, что именно во Христе, который исцеляет наши немощи, ведь пребывать в греховном единстве могут и разбойники, задумавшие злое дело.
Пример, который приводил митрополит Антоний Сурожский, показывает нам самопожертвование людей, преображенных Христом. "Шла война. В дом, где спряталась жена русского офицера с двумя детьми, шли каратели. Они искали именно эту женщину, но не знали её в лицо. И тогда молодая и почти незнакомая соседка вдруг улыбнулась и сказала: "У меня нет детей, пусть заберут меня. А вы спрячьтесь в подвале и потом будете жить под моим именем". Её растреляли. Но мать и дети были спасены. Выжившая мать завещала своим детям: <<Мы должны жить так, чтобы мир не был лишён ничего через смерть Натальи...>> Они и о Наталье ничего не знали и ничего не знают, кроме того, что она свою жизнь отдала за них. И вот эти три человека, которые остались живыми её смертью, поставили себе задачу быть плодом её жизни".
Препятствием к жизни, основанной на любви к ближним, являются не недостатки окружающих, но, в первую очередь, мои грехи. И вот, Христос говорит о Церкви, о духовной врачебнице, которая в основании своем имеет Его как Краеугольный Камень.
Далее этот же образ - Камень, Христос употребляет, описывая горькую участь тех, кто Его не примет: "тот, кто упадет на этот камень, разобьется, а на кого он упадет, того раздавит".
Некоторые, увидев Бога, пришедшего не в великой славе, не в окружении множества ангелов, но ставшего Человеком, подобным нам, не принимают Его, их вера разбивается об этот камень. Разве можно было распять Бога? Обязательно ли жить по Его слову, ведь наказание, как правило, не следует тут же, вслед за ослушанием.
Некоторые подобны фарисеям. Притчи, в которых Господь обличал их, были так очевидны, что невозможно было не понять, что это говорится об их духовном состоянии. Им следовало хотя бы задуматься над Его словами. Однако они думали только об одном - как бы погубить Иисуса. Уподобляемся им и мы, когда понимаем, что живем не с Богом, но всячески заглушаем в себе голос совести. Очень скоро всем нам предстоит предстать перед Царем Христом на Его Суде. Об этом и говорится образно: "на кого он (Камень) упадет, того раздавит".