16 января 2024. Вторник седмицы 33-й по Пятидесятнице. Евангельское чтение: Мф 10, 16-22.
В сегодняшнем Евангельском чтении мы слышим слова Господа: "Вот, Я посылаю вас, как овец среди волков: итак будьте мудры, как змии, и просты, как голуби. Остерегайтесь же людей: ибо они будут отдавать вас в судилища и в синагогах своих будут бить вас, и поведут вас к правителям и царям за Меня, для свидетельства перед ними и язычниками. Когда же будут предавать вас, не заботьтесь, как или что сказать; ибо в тот час дано будет вам, что сказать, ибо не вы будете говорить, но Дух Отца вашего будет говорить в вас. Предаст же брат брата на смерть, и отец - сына; и восстанут дети на родителей, и умертвят их; и будете ненавидимы всеми за имя Мое; претерпевший же до конца спасется".
Какой же пастух пошлет овец к волкам? Агнец, жертвенный Агнец - образ, который неоднократно используется в Священном Писании, когда речь идёт о Самом Христе. Христос победил дьявола и смерть. Победил не силой оружия, но Своей смертью. Великий воин может покорить народы, но он не может заставить себя полюбить. Христос отдал Себя в жертву, чтобы мы полюбили Его и были вечно с Ним.
Христианин в этом мире действительно подобен овце среди волков. Он не может делать того, что является нормой: мстить, лгать, строить своё благополучие за счёт ближнего. Святитель Иоанн Златоуст замечает, что Бог "мог сделать христиан страшнее львов. Но лучше этому быть так".
Положение гонимого, претерпевающего бедствия, помогает очиститься от грехов, оно спасительно, полезно для души, искушаемой страстями. Положение сильного надмевает. Такому человеку очень легко согрешить, обидеть другого и даже того не заметить.
Далее святитель говорит от лица Господа: "Я знаю, Мне совершенно известно, что вы ... не будете... никем побеждены". Нынешнее положение временно. Каждому решать кем ему в жизни быть - волком или овцой. Каждого христианина Господь хранит как Пастырь.
Слова о непобедимости христиан сбылись и в истории. Могущественное римское язычество захлебнулось в крови христианских мучеников. Язычество прекратило своё существование.
Эти слова сбываются и в судьбах людей "волков" и "овец". Кто был более счастлив даже во время земной жизни - преподобный Серафим Саровский или некий его современник, облечённый властью и богатством, но далёкий от Бога?
Архимандрит Павел (Груздев) наставлял:
«“Деньги есть, в них счастье, ясно. Денег нет — не жди отрад”. — Полагают так напрасно, мир душевный — лучший клад!»;
«Если кто от тебя заплачет — ух!»;
«Лучше быть преданным, чем предателем, лучше быть оклеветанным, чем клеветником».
Овцы среди волков - образ христиан в этом мире. Спаситель говорит им: "итак будьте мудры, как змии, и просты, как голуби".
Что значит быть мудрыми как змеи? Одно из толкований, которое дают святые отцы говорит, что тут имеются в виду змеевидные, например ящерицы. Они, в случае опасности, не задумываясь бросают хвост, лишь бы сохранить голову. Так и христиане. В первую очередь им следует бояться греха, удаления от Бога. А если не потеряем Бога, то остальные потери не страшны. Потому мученики охотно шли на казнь, лишь бы не отречься от Христа.
Наставление быть простыми как голуби говорит о необходимости уметь прощать, быть незлобивым, кротким. Святитель Иоанн Златоуст поясняет почему недостаточно быть лишь мудрым: "нет никакой пользы и в мудрости, когда она не соединена с незлобием".
Каждому в жизни предстоит пройти через скорби. Господь говорит далее: "Претерпевший же до конца спасется". Чью-то душу Господь ведет к покаянию, к решимости оставить грехи и жить с Богом через болезни, кого-то через иные скорбные обстоятельства. Святитель Феофан Затворник замечает: "когда пришла беда, то ее не сбросишь как тесную одежду; надо перенесть. По-христиански ли ты перетерпишь ее или не по-христиански, - все же претерпеть неизбежно; так лучше же претерпеть по-христиански. Ропотливость не избавляет от беды, а только ее отяжеляет; а смиренная покорность определениям Промысла Божия и благодушие отнимают тяготу у бед".
В том как мы переносим скорбные обстоятельства тоже проявляется, относимся ли мы к овцам Христова стада или ожесточены как волки, негодует даже и на Бога, только не на собственные грехи... В случающихся скорбных обстоятельствах следует прибегнуть к покаянию в грехах, к церковным таинствам, к молитве и, благодаря Бога, предавать все в Его Святую Волю.