14 января 2024. Обрезание Господне и день памяти святителя Василия Великого. Евангельское чтение: Лк 2, 20-21, 40-52.
Во Имя Отца и Сына и Святаго Духа!
Известно о нескольких праздничных событиях, которые имеют место в сегодняшний день. Многие знают, что сегодня Новый год по старому стилю. Именно в этот день до революции отмечали новолетие. Немногие вспоминают также и о памяти святителя Василия Великого.
Очень важен, с церковной точки зрения, сегодняшний праздник Обрезания. Он является одним из пяти так называемых Великих праздников, наряду с Покровом Божией Матери. В чем состоит его смысл? Ведь известно, что обрезание - ветхозаветный обряд. Имеет ли он какое-то значение для христиан, для нашего спасения? Священник в этот день в конце службы говорит: "иже в восьмый день обрезатися изволивый нашего ради спасения Христос истинный Бог наш..." Значит, это событие имеет прямое отношение к нашему спасению.
В Евангелии о нем только одна строчка. Это место читается сегодня во время литургии: "По прошествии восьми дней, когда надлежало обрезать Младенца, дали Ему имя Иисус, нареченное Ангелом прежде зачатия Его во чреве".
Число восемь это важный символ. Правило обрезывать детей на восьмой день было дано еще Аврааму. Семь - священное число, символизирующее полноту. Например, существует семь дней недели. Семь дней ребенок еще не принадлежал к народу Божию. А число восемь в понимании толкователей символизирует вечность. За шесть дней Господь сотворил мир, в седьмой почил от дел. Этот "день" (период времени) продолжается до сих пор, а восьмой еще не начался. Восьмой день - это жизнь будущего века. Восьмой день - образ будущего Царства Божия. Разрыв круга времени и выход в вечность. Седьмым днем недели в Библии названа суббота. А в христианстве главным днем стало следующее за ней воскресенье. В следующий день за субботой, в воскресенье, произошло Воскресение Христово, людям открылось Царство Божие. Седьмой день, суббота, по Ветхому Завету - день покоя, а воскресенье по Священному Писанию - день, когда апостолы собирались для преломления Хлеба. День Евхаристии. Соблюсти субботу в Ветхом Завете означало провести день в молитве, не делать никаких дел по хозяйству. Соблюсти воскресенье означает принять участие в евхаристии. День восьмой - день начала Царства Божия, день вечности. Выходным днем, днем покоя он стал только во времена святого императора Константина, когда христианство стало государственной религией. До этого христиане начинали воскресный день ночью. Совершали евхаристию, а с утра, согласно порядкам, установленным в государстве, выходили на работу.
В Рождестве круг времен разрывается, Ветхий Завет завершается. Приходит Христос. Он говорит о Себе, что пришел не разрушить Закон, но исполнить. Слово "исполнить" в главном своем значении на славянском языке означает "наполнить". Наполнить, как наполняют сосуд. Посуду делают для того, чтобы ее наполнить. Не в том цель, чтобы посуда была сама по себе. Также и Ветхозаветный Закон. Он должен был быть наполнен.
Христос принимает закон об обрезании не только для того, чтобы выполнить правило, но для того, чтобы это правило наполнить новым смыслом. Обрезание уже в Ветхом Завете приобщало людей к Царству Божию, но Царству Божию на земле. Обрезанный становился одним из людей народа Божия. А Иоанн Креститель говорил: "покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное". Христос открывает нам Царство Небесное. Этим смыслом и должен был наполниться закон. Земные формы теперь наполняются и Божественным содержанием.
Когда был обрезан Иисус, были пролиты первые капли Его Крови. Говоря о Крови Христовой, христианин думает о Кресте. Но с Обрезания начался Его кровавый путь, который завершился на Голгофе. Путь нашего ради спасения.
На восьмой день не только обрезали, но и нарекали имя младенцу. Имя в Ветхом Завете и в христианстве никогда не воспринималось как просто способ идентифицировать личность. Имя означает существо именуемого. Богочеловеку дается в Обрезании Имя, которое ангел дважды повелевал наречь Ему, повелевал и Деве Марии и Иосифу Обручнику. Это Имя - Иисус. Оно производное от двух слов - Яхве - Сущий - это Имя Божие, которое Господь открыл Моисею, когда тот спросил, как Тебе Имя? И от слова спасает. "Иисус" означает "Яхве спасает", то есть "Бог спасает". Одно дело сказать: "хороший дом", совсем другое сказать: "это мой прекрасный дом". Одно дело когда в ветхозаветные времена богоизбранный народ, в отличие от язычников, знал и торжественно произносил Великое Имя Бога Яхве. А теперь среди христиан оно произносится так, что это имеет отношение к каждому из нас. Каждого из нас Бог спасает. Это Имя присваивает Себе Воплотившийся Господь. Апостол Петр говорит, что нет другого имени, которым нам надлежит спасаться. Именем Моим, говорит Господь, бесы ижденут, на недужных руки возложат и здравы будут...
Таким образом, день Обрезания заключает в себе глубинные основы христианского спасения.