Толкование на Евангелие

17 января 2024. Среда седмицы 33-й по Пятидесятнице. Евангельское чтение: Лк 10,1-15.

В сегодняшнем Евангельском чтении мы слышим о том, как Христос посылает апостолов на проповедь.

"После сего избрал Господь и других семьдесят учеников, и послал их по два пред лицем Своим во всякий город и место, куда Сам хотел идти, и сказал им: жатвы много, а делателей мало; итак, молите Господина жатвы, чтобы выслал делателей на жатву Свою. Идите! Я посылаю вас, как агнцев среди волков. Не берите ни мешка, ни сумы́, ни обуви, и никого на дороге не приветствуйте. В какой дом войдете, сперва говорите: мир дому сему; и если будет там сын мира, то почиет на нём мир ваш, а если нет, то к вам возвратится. В доме же том оставайтесь, ешьте и пейте, что у них есть, ибо трудящийся достоин награды за труды свои; не переходите из дома в дом. И если придёте в какой город и примут вас, ешьте, что вам предложат, и исцеляйте находящихся в нём больных, и говорите им: приблизилось к вам Царствие Божие. Если же придете в какой город и не примут вас, то, выйдя на улицу, скажите: и прах, прилипший к нам от вашего города, отрясаем вам; однако же знайте, что приблизилось к вам Царствие Божие. Сказываю вам, что Содому в день оный будет отраднее, нежели городу тому. Горе тебе, Хоразин! горе тебе, Вифсаида! ибо если бы в Тире и Сидоне явлены были силы, явленные в вас, то давно бы они, сидя во вретище и пепле, покаялись; но и Тиру и Сидону отраднее будет на суде, нежели вам. И ты, Капернаум, до неба вознесшийся, до ада низвергнешься".

Толкователи замечают, что апостолы посылаются по двое потому, что так требовал закон Моисея. Свидетельство принималось, если было двое свидетелей.

Он дал им власть изгонять бесов, исцелять больных. О чем проповедовали апостолы не сказано, но первыми словами проповеди Христовой и основой проповеди Иоанна Крестителя был призыв: "покайтесь, ибо приблизилось Царствие Божие". Тот, кто не увидит своих грехов, не поймет, что он духовно погибает, не примет Спасителя. "От чего меня спасать", скажет такой. Никто не захочет проходить курс химиотерапии, если не поверит, что смертельно болен. Прежде чем огласить благую весть - Евангелие, необходимо сказать о грехе, привести человека к покаянию. Исаак Сирин говорил: «Нет греха непростительного, кроме греха нераскаянного». Чтение литературы для подготовки к исповеди, чтение Евангелия и старание жить по нему, ведут человека к видению своих грехов. 

Святые отцы учили, что покаяние должно длиться всю жизнь. Этому деланию нет конца. Признаком успешного покаяния является то, если мы видим в себе все больше грехов. Кто же не принимает проповедь апостолов, духовно мертв.

Во образ этого апостолам было сказано "отрясите прах от ног ваших, во свидетельство на них". Когда иудеи возвращались из языческих стран, они имели обычай, приходя на родину, отрясать пыль со своих ног. А здесь говорится о прахе. Человек, не принявший проповедь, живет, заботясь только о земном, о том, что он очень скоро потеряет. Высшее, духовное такой в себе убил. Он - прах.

О городах, где не нашлось никого, кто бы принял апостолов, Господь говорит: "отраднее будет Содому и Гоморре в день суда, нежели тому городу". 

Содом и Гоморра были городами, которые в Ветхом Завете Господь огнем и серой стер с лица земли со всеми жителями за их огромное нечестие, за разврат, противоестественный блуд, ставший в этих городах нормой. Сейчас на их месте Мертвое море. В нем отсутствует какая бы то ни было жизнь. Общество, погрязшее в разврате, становится нежизнеспособным, вымирает духовно и физически.

Однако, находящимся в безотрадном состоянии жителям Содома и Гоморры, которые утонули в своих грехах, пребывают в вечной скорби, будет отраднее тех, кто не примет проповедь апостолов. Жители Содома и Гоморры не слышали Евангельских слов, с которыми согласится все светлое, что есть в человеке, не видели многих чудес и знамений, сопровождавших апостольскую проповедь. Какого же осуждения достойны те, которые услышали христианскую проповедь, но ее отвергли? Отвергнуть может и тот, кто крестился. Крещение - начало церковной жизни. Кто-то принимает его потому, что так положено, кто-то в надежде на земное благополучие. Но если нет дальнейшей христианской жизни, молитвы, христианских дел, участия в церковных таинствах, то такое крещение не во оставление, а в умножение грехов. 

Святитель Феофан Затворник, комментируя эти слова Спасителя, замечает, что еще большего наказания достойны мы, если не встанем на путь покаяния и исправления жизни. "Нашей безотрадности и меры не будет", говорит святитель. Ведь сейчас доступна святоотеческая литература, известно о многих подвижниках благочестия, чудотворениях, совершаемых по Промыслу Божьему. Открыты храмы, в которых мы можем приступать к великим Таинствам исповеди, причащения. Однако добрый голос совести мы заглушаем, слушаем дьявола, внушающего нам не бояться Суда Божия, заботиться лишь о том, как устроить дела в земной жизни. 

Святитель Феофан обращает наше внимание на тяжесть жизни без Бога. Неверующим "только и повольничать, что на земле; а как смерть - так вся гроза гнева Божия обрушится на них. Великое несчастье попасть в неверы! И на земле-то им нерадостно, ибо без Бога и Господа Иисуса Христа - Спасителя и Искупителя, и здесь все мрачно и безотрадно, а что там, того и словом описать и вообразить невозможно. Уж отраднее бы уничтожиться, но и этого не дано будет им".

Читать далее

16 января 2024. Вторник седмицы 33-й по Пятидесятнице. Евангельское чтение: Мф 10, 16-22.

Свидетельство о регистрации средства массовой информации. ЭЛ № ФС77-59984

© 2010. Все права защищены. Покровский ставропигиальный женский монастырь у Покровской заставы города Москвы

Подворья монастыря

Новомученики Покровской обители

Детский приют

Матрона Московская

Новости и события

27 января 2024. Суббота недели 34-й по Пятидесятнице. Евангельское чтение: Лк 14, 1-11.

27.01.2024

26 декабря 2024. Пятница седмицы 34-й по Пятидесятнице. Евангельское чтение: Мк 9, 33-41.

26.01.2024

25 января 2024. Четверг седмицы 34-й по Пятидесятнице. Евангельское чтение: Мк 9, 10-16.

25.01.2024

24 января 2024. Среда седмицы 34-й по Пятидесятнице. Евангельское чтение: Мк 8, 30-34.

24.01.2024

23 декабря 2024. Вторник седмицы 34-й по Пятидесятнице. Евангельское чтение: Мк 8, 22-26.

23.01.2024

22 января 2024. Понедельник седмицы 34-й по Пятидесятнице. Евангельское чтение: Мк 8, 11-21.

22.01.2024

21 января 2024. Неделя по Богоявлении. Евангельское чтение: Мф 4, 12-17.

21.01.2024

20 января 2024. Суббота по Богоявлении. Евангельское чтение: Мф 4, 1-11.

20.01.2024

19 января 2024. Крещение Господне.

19.01.2024

18 января 2024. Крещенский сочельник. Евангельское чтение: Лк 3, 1-18.

18.01.2024

17 января 2024. Среда седмицы 33-й по Пятидесятнице. Евангельское чтение: Лк 10,1-15.

17.01.2024

16 января 2024. Вторник седмицы 33-й по Пятидесятнице. Евангельское чтение: Мф 10, 16-22.

16.01.2024

15 января 2024. День памяти преподобного Серафима Саровского. Евангельское чтение: Лк 6, 17-23.

15.01.2024

14 января 2024. Обрезание Господне и день памяти святителя Василия Великого. Евангельское чтение: Лк 2, 20-21, 40-52.

14.01.2024

13 января 2024. Суббота седмицы 32-й по Пятидесятнице. Евангельское чтение: Мф 12, 15-21.

13.01.2024

12 января 2024. Пятница седмицы 32-й по Пятидесятнице. Евангельское чтение: Мк 12, 1-12.

12.01.2024

11 января 2024. Четверг седмицы 32-й по Пятидесятнице. Евангельское чтение: Мк 11, 27-33.

11.01.2024

10 января 2024. Среда седмицы 32-й по Пятидесятнице. Евангельское чтение: Мк 11, 23-26.

10.01.2024

9 января 2023. Вторник седмицы 32-й по Пятидесятнице. Евангельское чтение: Мк 11, 11-23.

09.01.2024

8 января 2024. Попразднство Рождества Христова. Собор Пресвятой Богородицы. Евангельское чтение Мф 2, 13-23.

08.01.2024

Подворье в Троице-Лыково

Расписание богослужений

Трапеза для паломников

Новоначальным

Духовное чтение

Толкование на Евангелие

Монашество

Контакты