22 января 2024. Понедельник седмицы 34-й по Пятидесятнице. Евангельское чтение: Мк 8, 11-21.
В сегодняшнем Евангельском чтении мы слышим о том, как после того, как Христос чудесным образом накормил семью хлебами четыре тысячи человек, а оставшиеся хлеба апостолы собрали и набрали семь корзин, к Нему приступили религиозные лидеры иудеев, фарисеи.
"Вышли фарисеи, начали с Ним спорить и требовали от Него знамения с неба, искушая Его. И Он, глубоко вздохнув, сказал: для чего род сей требует знамения? Истинно говорю вам, не дастся роду сему знамение. И, оставив их, опять вошел в лодку и отправился на ту сторону. При сем ученики Его забыли взять хлебов и кроме одного хлеба не имели с собою в лодке. А Он заповедал им, говоря: смотрите, берегитесь закваски фарисейской и закваски Иродовой. И, рассуждая между собою, говорили: это значит, что хлебов нет у нас. Иисус, уразумев, говорит им: что рассуждаете о том, что нет у вас хлебов? Еще ли не понимаете и не разумеете? Еще ли окаменено у вас сердце? Имея очи, не видите? имея уши, не слышите? и не помните? Когда Я пять хлебов преломил для пяти тысяч человек, сколько полных коробов набрали вы кусков? Говорят Ему: двенадцать. А когда семь для четырех тысяч, сколько корзин набрали вы оставшихся кусков? Сказали: семь. И сказал им: как же не разумеете?"
Что означает закваска фарисейская? Толкователи поясняют, что закваска, находящаяся в некоторой емкости, вызывает процесс брожения в продуктах питания, которые в неё попадают. Духовное устроение фарисеев, их лицемерие, желание несмотря на грехи считаться праведниками и учить людей, эта их духовная закваска не давала им увидеть очевидное. Что перед ними Мессия Христос, воплотившийся Бог. Слова Христа ими не воспринимались, чудеса они не принимали, призывы к покаянию не слышали.
А закваска Иродова, поясняют толкователи, это прилепление к земным благам, убийство в душе высших устремлений, глухота к своей совести. Этим отличался царь Ирод. Другие евангелисты, передавая слова Спасителя, повествуют, что Христос сказал о закваске фарисейской и саддукейской, а евангелист Марк говорит о закваске фарисейской и Иродовой. Толкователи поясняют, что, возможно, это одно и то же. Саддукеи не верили в воскресение мертвых. А Ирод жил так, как будто ему никогда не умирать. Как будто ему не предстоит Суд Божий.
Также толкователи замечают, что слова Христа, в которых Он напоминает апостолам о своих чудесах и призывает их не беспокоиться о том, что хлеба они не взяли, относятся и к нам. Мы должны научиться полагаться на Бога, доверять Ему. Не унывать, молиться. Верить, что если мы не оставим Его, и Он не оставит нас.
Архимандрит Павел Груздев повторял: "будь праведен в предприятиях твоих, и будешь иметь Бога помощником".
В его дневнике мы находим и такое стихотворное наставление:
"Что бы в жизни с тобой ни случилось —
Изменила ль коварно судьба,
Иль внезапно беда приключилась,
И неравною стала борьба,
Запросила ль судьба твоя счастья,
Тяжела ль показалась нужда,
Иль постигло какое несчастье —
На Творца полагайся всегда.
У людей не ищи утешенья
И счастья от них ты не жди,
А захочешь найти облегченье,
В храм святой помолиться иди.
И в молитве святой и смиренной
Перед Господом слезы пролей,
Он один в мире друг неизменный,
Он поймет твое горе скорей.
Он ведь Сам на земле между нами
Жил когда-то и тяжко страдал
И невинно распятый врагами
На страданье Свое не роптал.
Он пошлет тебе крепкую силу,
Омраченный твой ум просветит
И тяжелую горькую долю
Снова к лучшему, верь, изменит".