19 января 2024. Крещение Господне.
Во Имя Отца и Сына и Святаго Духа!
Всех вас, братья и сестры, поздравляем с великим и спасительным Праздником Крещения!
Ныне, как и во времена, когда Иоанн Предтеча крестил на Иордане, Церковь встречает приходящих в эти дни в храм словами пророка. Напоминает о том, что нам необходимо для принятия благодати, помощи от Бога, подаваемой через великую святыню, Крещенскую воду. Приходящие слышат евангельскте слова: "Иоанн приходившему креститься от него народу говорил: порождения ехиднины! кто внушил вам бежать от будущего гнева?Сотворите же достойные плоды покаяния и не думайте говорить в себе: отец у нас Авраам, ибо говорю вам, что Бог может из камней сих воздвигнуть детей Аврааму. Уже и секира при корне дерев лежит: всякое дерево, не приносящее доброго плода, срубают и бросают в огонь. И спрашивал его народ: что же нам делать? Он сказал им в ответ: у кого две одежды, тот дай неимущему, и у кого есть пища, делай то же. Пришли и мытари креститься, и сказали ему: учитель! что нам делать? Он отвечал им: ничего не требуйте более определенного вам. Спрашивали его также и воины: а нам что делать? И сказал им: никого не обижайте, не клевещите, и довольствуйтесь своим жалованьем".
Принявший в Рождестве человеческую плоть Вечный Бог, Вторая Ипостась Святой Троицы, приходит на Иордан и принимает крещение от Иоанна Крестителя. Сам Иоанн, увидев Его, не может вместить происходящего: "Иоанн же удерживал Его и говорил: мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне?" (Мф 3, 14). Основу проповеди Иоанна Предтечи составлял призыв: "покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное". И вот он увидел и возвестил прочим, что это Царство пришло. "Вот Агнец Божий, который берет на Себя грехи мира", сказал Предтеча, увидев Спасителя.
В чем состоял смысл Крещения Господня? Людей, которые осознали свои грехи, Иоанн вводил в реку Иордан. Они входили в реку на столько глубоко на сколько могли, до головы, и исповедовали вслух свои грехи. Это символизировало, что приступающий к крещению осознает множество своих грехов, еще шаг и он в них потонет, погибнет. Тогда Иоанн погружал крестящегося в воду, исповедуя веру в ожидаемого Мессию, который омоет грехи этого человека
Господь Иисус Христос входит в воду по-другому. Он вошел, принял крещение и "тотчас вышел из воды" (Мф 3, 16). Потому что Он, как безгрешный Бог, не нуждался в исповедании грехов.
Все люди входили в воду и получали оставление грехов, а Господь наоборот. Он вошел, не имея ни одного греха, а вышел из воды, взяв на Себя грехи всего мира. В ветхозаветные времена люди, исполняя повеление Божие, раз в год приводили в иерусалимский храм жертвенное животное. Первосвященник возлагал руки на его главу. Держа животное за рога, он исповедовал вслух грехи народа, которые люди совершили за прошедший год. Далее животное отправлялось в пустыню к нечистому духу. Отсюда пошло выражение "козел отпущения". Животное было лишь прообразом. Оно напоминало людям о грядущем Мессии, который возьмет на Себя грехи мира. И вот Иоанн креститель возлагает руки на главу Христа во Иордане. На месте, где многие исповедали свои грехи, Господь берет на Себя грехи всех людей и идет в пустыню. Подобно прообразу - ветхозаветному жертвенному животному, отправляется к дьяволу, к Нему приступает сатана, искушая Его. Но, в отличие от первого Адама, второй Адам - Христос, пришедший исцелить человечество, посрамил сатану. Путь Адама - путь с Небес, путь от Бога в бездну. Путь Христа - путь из бездны к Господу.
Праздник Крещения древний. Раньше он праздновался в один день с Рождеством. Этот день назывался "Богоявление". Позднее праздники разделились. Оба они свидетельствуют о том, что Бог явил нам Себя самым явным образом. Он не просто на небесах, Он с нами. Нам, некогда отпавшим от Него, Он даровал вечную жизнь с Собой. Выше этого ничего быть не может.
Чтобы нам не остаться в стороне от спасения, от благодати избавления от грехов, которую Господь даровал нам в Своем Крещении, постараемся в этот день не ограничиваться лишь тем, чтобы набрать в храме крещенскую воду. Приступим к таинству, которое святые отцы называют вторым крещением - к исповеди, в которой кающимся прощаются грехи и подается благодатная помощь от Бога для исправления жизни.