Толкование на Евангелие

23 декабря 2024. Вторник седмицы 34-й по Пятидесятнице. Евангельское чтение: Мк 8, 22-26.

"Приходит в Вифсаиду; и приводят к Нему слепого и просят, чтобы прикоснулся к нему. Он, взяв слепого за руку, вывел его вон из селения и, плюнув ему на глаза, возложил на него руки и спросил его: видит ли что? Он, взглянув, сказал: вижу проходящих людей, как деревья. Потом опять возложил руки на глаза ему и велел ему взглянуть. И он исцелел и стал видеть все ясно. И послал его домой, сказав: не заходи в селение и не рассказывай никому в селении". 

В сегодняшнем Евангельском чтении мы слышим повествование о следующих событиях. Христос "приходит в Вифсаиду; и приводят к Нему слепого и просят, чтобы прикоснулся к нему. Он, взяв слепого за руку, вывел его вон из селения и, плюнув ему на глаза, возложил на него руки и спросил его: видит ли что? Он, взглянув, сказал: вижу проходящих людей, как деревья. Потом опять возложил руки на глаза ему и велел ему взглянуть. И он исцелел и стал видеть все ясно. И послал его домой, сказав: не заходи в селение и не рассказывай никому в селении".

Почему Спаситель даровал слепому зрение именно таким способ? Это тайна. Но в приведенном повествовании мы можем найти немало важных образов. Господь постепенно открывает людям духовные истины, в меру того, что мы сейчас способны воспринять. Некогда Бог через Моисея и пророков дал людям Ветхий Завет. Но и в нем содержались такие постановления, которые далее Христос заменил иными. А, вернее сказать, раскрыл их смысл во всей полноте. 

В древности люди еще не готовы были услышать Евангельскую истину, их жизнь была порой чрезвычайно грубой и жестокой. Известно о татарском хане, который, хотя и жил уже в новозаветные времена, не был просвещен истинной верой, был по своим обычаям подобен людям, жившим в ветхозаветные времена. Он захватил русский город и убил всех его жителей. Их вынесли на поле рядом с городом, постелили на них сверху ковры, накрыли на коврах еду из награбленного и стали пировать. Разве мог такой человек воспринять новозаветную заповедь о любви к врагам? А ветхозаветные слова "око за око" мог. Они были первой ступенью, ограничивали людей от еще большего удаления от Господа - "эти люди тебе ничего не сделали, не делай им зла и ты, а иначе тебя самого ждет возмездие".

Откровений выше и больше евангельских, нам, живущим на земле людям, не следует ждать. Но святые отцы говорят нам и о том, что несомненно, в жизни будущего века Господь откроет нам бесконечно много иного. Даст еще более возвышенное и глубокое познание духовных истин. 

Этот образ видят здесь толкователи. Как человечеству в целом и просто каждому человеку, ставшему на путь благочестивой жизни, Господь постепенно дает духовное прозрение, так постепенно прозревает и слепой. Сначала начинает видеть лишь немного, а затем полностью. 

Также толкователи замечали здесь и указание на то, что внешние установления - посты, помазание освященным маслом, множество внешних действий, совершаемых в храме, всё это восходит к Самому Христу. 

Несомненно, Господь мог даровать зрение одним словом, одной мыслью. Зачем же внешние действия? Многие замечают, что ведь и Сам Спаситель много раз обличал внешнюю религиозность иудеев, лишенную внутреннего наполнения. Некоторые считают, что эту же ошибку повторили христиане когда установили длительные богослужения, ввели облачения священнослужителей, когда стали молиться перед иконами и возжигать лампады и свечи, когда стали поститься. Зачем это Богу? Ему важно лишь то, что у нас на душе, рассуждают такие. 

Человек состоит из души и тела. Потому и поклоняется Господу и душой и телом. Благочестивые внешние устроения призваны помочь родиться внутренним. Сам Христос, читаем мы сегодня, плюнул на землю, сделал брение, помазал больному глаза, дважды возложил на него руки, то есть совершал внешние действия. 

Примем с верой Слово Божие, церковные установления и устремимся к исцеляющей благодати Божией. Каким прекрасным открывается свет слепому от рождения! Еще более прекрасный духовный мир должны открыть мы, прозрев духовно, оставив всю нечистоту и обиды, восприняв жизнь по Евангелию.

Читать далее

22 января 2024. Понедельник седмицы 34-й по Пятидесятнице. Евангельское чтение: Мк 8, 11-21.

Свидетельство о регистрации средства массовой информации. ЭЛ № ФС77-59984

© 2010. Все права защищены. Покровский ставропигиальный женский монастырь у Покровской заставы города Москвы

Подворья монастыря

Новомученики Покровской обители

Детский приют

Матрона Московская

Новости и события

Подворье в Троице-Лыково

Расписание богослужений

Трапеза для паломников

Новоначальным

Духовное чтение

Толкование на Евангелие

2 февраля 2024. Память преподобного Евфимия Великого. Евангельское чтение: Лк 6, 17-23.

02.02.2024

1 февраля 2024. Четверг седмицы 35-й по Пятидесятнице. Евангельское чтение: Мк 10, 17-27:

01.02.2024

31 января 2024. Среда седмицы 35-й по Пятидесятнице. Евангельское чтение: Мк 10, 11-16.

31.01.2024

30 января 2024. День памяти преподобного Антония Великого. Евангельское чтение: Лк 6, 17-23.

30.01.2024

29 января 2024. Понедельник седмицы 35-й по Пятидесятнице. Евангельское чтение: Мк 9, 42 - 10, 1.

29.01.2024

28 января 2024. Неделя 34-я по Пятидесятнице. Евангельское чтение: Лк 18, 18-27.

28.01.2024

27 января 2024. Суббота недели 34-й по Пятидесятнице. Евангельское чтение: Лк 14, 1-11.

27.01.2024

26 декабря 2024. Пятница седмицы 34-й по Пятидесятнице. Евангельское чтение: Мк 9, 33-41.

26.01.2024

25 января 2024. Четверг седмицы 34-й по Пятидесятнице. Евангельское чтение: Мк 9, 10-16.

25.01.2024

24 января 2024. Среда седмицы 34-й по Пятидесятнице. Евангельское чтение: Мк 8, 30-34.

24.01.2024

23 декабря 2024. Вторник седмицы 34-й по Пятидесятнице. Евангельское чтение: Мк 8, 22-26.

23.01.2024

22 января 2024. Понедельник седмицы 34-й по Пятидесятнице. Евангельское чтение: Мк 8, 11-21.

22.01.2024

21 января 2024. Неделя по Богоявлении. Евангельское чтение: Мф 4, 12-17.

21.01.2024

20 января 2024. Суббота по Богоявлении. Евангельское чтение: Мф 4, 1-11.

20.01.2024

19 января 2024. Крещение Господне.

19.01.2024

18 января 2024. Крещенский сочельник. Евангельское чтение: Лк 3, 1-18.

18.01.2024

17 января 2024. Среда седмицы 33-й по Пятидесятнице. Евангельское чтение: Лк 10,1-15.

17.01.2024

16 января 2024. Вторник седмицы 33-й по Пятидесятнице. Евангельское чтение: Мф 10, 16-22.

16.01.2024

15 января 2024. День памяти преподобного Серафима Саровского. Евангельское чтение: Лк 6, 17-23.

15.01.2024

14 января 2024. Обрезание Господне и день памяти святителя Василия Великого. Евангельское чтение: Лк 2, 20-21, 40-52.

14.01.2024

Монашество

Контакты