13 января 2024. Суббота седмицы 32-й по Пятидесятнице. Евангельское чтение: Мф 12, 15-21.
"И последовало за Ним множество народа, и Он исцелил их всех и запретил им объявлять о Нем, да сбудется реченное через пророка Исаию, который говорит: Се, Отрок Мой, Которого Я избрал, Возлюбленный Мой, Которому благоволит душа Моя. Положу дух Мой на Него, и возвестит народам суд; не воспрекословит, не возопиет, и никто не услышит на улицах голоса Его; трости надломленной не переломит, и льна курящегося не угасит, доколе не доставит суду победы; и на имя Его будут уповать народы".
В сегодняшнем Евангельском чтении мы слышим новозаветное упоминание о ветхозаветном пророчестве. За Христом последовало множество народа "и Он исцелил их всех и запретил им объявлять о Нем". Далее евангелист Матфей приводит слова из книги пророка Исаии: "да сбудется реченное через пророка Исаию, который говорит: Се, Отрок Мой, Которого Я избрал, Возлюбленный Мой, Которому благоволит душа Моя. Положу дух Мой на Него, и возвестит народам суд; не воспрекословит, не возопиет, и никто не услышит на улицах голоса Его; трости надломленной не переломит, и льна курящегося не угасит, доколе не доставит суду победы; и на имя Его будут уповать народы".
Это событие, эти слова имеют прямое отношение к Рождеству. Ведь и тут Христос, также как и в Рождестве, пожелал скрыть Свою Славу. Богословы говорят о том, что в Рождестве произошло истощание Божества. Бог Сын, единосущный Богу Отцу и Богу Святому Духу, являющийся одной из трех Ипостасей Троицы, одного, Единого Бога, воспринял человеческую природу. Остался Богом, но и стал Человеком. Причем стал не каким-то великим царем, славным повелителем, но даже не имел где приклонить главу.
Всемогущий Бог, Творец неба и земли, пожелал из любви к предавшим Его людям стать беспомощным Младенцем. В пещере Он возлег в яслях для скота. Его окружают вол, сено. Простая иудейская Девушка повивает Его пеленами. Рядом находится старец Иосиф. Разве можно это сопоставить с Его Божественной славой: Небесный Престол, Единосущный Богу Отцу, Владыка ангелов. Херувимы и серафимы закрывают свои лики и не дерзают на Него взирать. Соотнести немощь Богомладенца с тем, что людям невозможно увидеть Бога и остаться в живых. Он мог бы явить человечеству лишь маленький отблеск Своей славы, явиться среди множества славословящих Его ангелов. Но Господь приходит в крайнем умалении Себя. Облекший небо и землю красотою, давший дыхание всей твари, теперь нуждается в заботе о Нем Девы Марии. Его необходимо повить пеленами и согреть. Питающий всю тварь нуждается в материнском молоке. Что может быть более немощным?
Царь Ирод решает Его убить и Он, Владыка ангельских воинств, посреди ночи вынужден бежать в Египет. Зачем было нужно чтобы Бог явился к нам в таком умаленном виде? Многие преткнулись об это чудо и, не в силах понять его, рассудили, что Иисус Христос не Бог.
Мир преклоняется перед славой и силой. Действительно, употреби Бог свою Славу, можно было бы заставить грешников не грешить. Подобно тому, как некий сильный человек может угрозами заставить кого-то отказаться от плохого поступка. Но ни один сильный человек не сможет коснуться совести другого. Возненавидеть в сердце грех и возлюбить добро никого невозможно принудить. Но что может оказать более сильное воздействие на душу человека чем то, когда кто-то отдает за него свою жизнь.
Именно спасения человека желает Бог. Чтобы люди возлюбили Бога и ближних, чтобы возжелали жить по заповедям.
"Се, Отрок Мой, Которого Я избрал, Возлюбленный Мой, Которому благоволит душа Моя". Отрок правильно перевести как "слуга". Тот, кто выполняет волю Божию.
"Положу дух Мой на Него, и возвестит народам суд". Суд переводится как "правда". Не просто скажет в чем она состоит, но, умалив Себя до Креста, претерпев за нас смерть, призовет к ней.
"Не воспрекословит". Сын Божий не воспрекословил, когда на Совете Божием, имевшем место прежде сотворения мира, Ему было определено стать немощным Человеком и претерпеть распятие. На иконе "Троица" Андрея Рублева мы видим, как средний Ангел смиренно опускает главу и благословляет чашу с образом жертвы.
"Не возопиет". Как часто мы, пытаясь доказывать свою правоту, повышаем голос. Иногда это у нас получается очень хорошо. А Бог Сын этого ни разу не сделал. Даже тогда, когда Его руки прибивали ко Кресту. "Никто не услышит на улицах голоса Его".
"Трости надломленной не переломит, и льна курящегося не угасит, доколе не доставит суду победы". Это образы. Образы состояния душ людей. Преломить надломленную трость не представляет никакого труда. Никакого труда не представляет доказать любому человеку, что он грешник и осудить его. Лен дымящийся представляет собой совсем не пожар и даже не костер, его очень легко затушить. То доброе, что есть в нашей душе, оно так слабо. Наше сердце не горит в любви к ближним. В нас едва лишь теплится нечто доброе. И Господь пришел не во гневе осудить нас, но исцелить, призвать к Себе. Чтобы укрепить трость, чтобы раздуть в нас огонь доброй жизни. Воспламенить сердце Евангелием.
"И на имя Его будут уповать народы". Кто уповает на слабого? Основные иконографические образы Спасителя - Младенец на руках Божией Матери и Иисус на Кресте. Его земное служение началось с немощи и немощью закончилось. Но всякий, уповающий на великого человека, на земную силу, столкнется с тем, что эта сила закончится. На всякую такую силу найдется бо́льшая сила.
А благоволивший прийти на землю в немощи Сын Божий, Отрок Божий, победил смерть и даровал вечную жизнь всякому Своему последователю. В Своей любви Он никогда не оставляет нас, разве мы сами пожелаем оставить Его. Но и тогда Он не прекословит, не вопиет, не ломает нас, но всеми обстоятельствами, случающимися с нами, продолжает стучать в наше сердце, ожидая нашего свободного к Нему обращения, нашего раскаяния.
Вот Кого в Рождестве даровал нам Бог.