18 января 2024. Крещенский сочельник. Евангельское чтение: Лк 3, 1-18.
"В пятнадцатый же год правления Тиверия кесаря, когда Понтий Пилат начальствовал в Иудее, Ирод был четвертовластником в Галилее, Филипп, брат его, четвертовластником в Итурее и Трахонитской области, а Лисаний четвертовластником в Авилинее, при первосвященниках Анне и Каиафе, был глагол Божий к Иоанну, сыну Захарии, в пустыне. И он проходил по всей окрестной стране Иорданской, проповедуя крещение покаяния для прощения грехов, как написано в книге слов пророка Исаии, который говорит: глас вопиющего в пустыне: приготовьте путь Господу, прямыми сделайте стези Ему; всякий дол да наполнится, и всякая гора и холм да понизятся, кривизны выпрямятся и неровные пути сделаются гладкими; и узрит всякая плоть спасение Божие. Иоанн приходившему креститься от него народу говорил: порождения ехиднины! кто внушил вам бежать от будущего гнева? Сотворите же достойные плоды покаяния и не думайте говорить в себе: отец у нас Авраам, ибо говорю вам, что Бог может из камней сих воздвигнуть детей Аврааму. Уже и секира при корне дерев лежит: всякое дерево, не приносящее доброго плода, срубают и бросают в огонь. И спрашивал его народ: что же нам делать? Он сказал им в ответ: у кого две одежды, тот дай неимущему, и у кого есть пища, делай то же. Пришли и мытари креститься, и сказали ему: учитель! что нам делать? Он отвечал им: ничего не требуйте более определенного вам. Спрашивали его также и воины: а нам что делать? И сказал им: никого не обижайте, не клевещите, и довольствуйтесь своим жалованьем. Когда же народ был в ожидании, и все помышляли в сердцах своих об Иоанне, не Христос ли он,- Иоанн всем отвечал: я крещу вас водою, но идёт Сильнейший меня, у Которого я недостоин развязать ремень обуви; Он будет крестить вас Духом Святым и огнём. Лопата Его в руке Его, и Он очистит гумно Свое и соберет пшеницу в житницу Свою, а солому сожжет огнем неугасимым. Многое и другое благовествовал он народу, поучая его".
В сегодняшнем Евангельском чтении мы слышим о том, как Иоанн Креститель "проходил по всей окрестной стране Иорданской, проповедуя крещение покаяния для прощения грехов, как написано в книге слов пророка Исаии, который говорит: глас вопиющего в пустыне: приготовьте путь Господу, прямыми сделайте стези Ему; всякий дол да наполнится, и всякая гора и холм да понизятся, кривизны выпрямятся и неровные пути сделаются гладкими; и узрит всякая плоть спасение Божие".
Предтеча, посланный для того, чтобы приготовить людей к принятию Спасителя Христа, призывает всех приготовить путь для Господа, то есть призывает людей приготовить души к тому, чтобы они смогли стать учениками Христа. Толкователи поясняют смысл слов Иоанна. Когда идет царь, то слуги, идущие впереди, убирают с его пути всякие препятствия. Так и из души всякого, для принятия благодати, должно быть удалено все недоброе. По мысли преподобного Максима Исповедника, горы и холмы в душе это наше самомнение, эгоизм; долы - недостаток в добродетели, в духовном знании, жизнь низкая, не духовная; неровные пути и кривизны - наша неустойчивость в добре под действием искушений и соблазнов.
Для того, чтобы в душе стал действовать Господь и спас нас, необходимо приложить старание об приготовлении пути для Божьей благодати. Тогда Господь восполнит недостаток наших усилий и упразднит наши неправды "и узрит всякая плоть спасение Божие".
"Иоанн приходившему креститься от него народу говорил: порождения ехиднины!"
Толкователи поясняют, что ехиднами называют маленьких и ядовитых змей. Но этот образ содержит не только обличение иудеев, охваченных смертельно опасными духовными недугами. В те времена существовало поверие, что эти змеи, когда появляются на свет, разгрызают брюхо своей матери-змеи, и выползают из ее мертвого тела. По-видимому, такое неверное заключение было сделано теми, кто наблюдал как змея сбрасывает старую кожу. Однако, этот образ мог быть использован Иоанном Крестителем в таком смысле: иудеи уже давно уклонились от заповедей Божиих и заботились лишь о внешних благочестивых делах. И вот, некоторые из них, будучи воспитаны в том же духе, будучи научены этому неправильному устроению в духовной жизни, смогли услышать проповедь Иоанна и принести покаяние. Они оставили, разорвали нечестие родителей и родились для доброй жизни. Одобряя их, Креститель удивляется: "кто внушил вам бежать от будущего гнева? Сотворите же достойные плоды покаяния и не думайте говорить в себе: отец у нас Авраам, ибо говорю вам, что Бог может из камней сих воздвигнуть детей Аврааму. Уже и секира при корне дерев лежит: всякое дерево, не приносящее доброго плода, срубают и бросают в огонь".