13 мая 2024. Понедельник седмицы 2-й по Пасхе. Евангельское чтение: Ин 2, 1-11.
"На третий день был брак в Кане Галилейской, и Матерь Иисуса была там. Был также зван Иисус и ученики Его на брак. И как недоставало вина, то Матерь Иисуса говорит Ему: вина нет у них. Иисус говорит Ей: что Мне и Тебе, Же'но? еще не пришел час Мой. Матерь Его сказала служителям: что скажет Он вам, то сделайте. Было же тут шесть каменных водоносов, стоявших по обычаюочищения Иудейского, вмещавших по две или по три меры. Иисус говорит им: наполните сосуды водою. И наполнили их до верха. И говорит им: теперь почерпните и несите к распорядителю пира. И понесли. Когда же распорядитель отведал воды, сделавшейся вином,- а он не знал, откуда это вино, знали только служители, почерпавшие воду,- тогда распорядитель зовет жениха и говорит ему: всякий человек подает сперва хорошее вино, а когда напьются, тогда худшее; а ты хорошее вино сберег доселе. Так положил Иисус начало чудесам в Кане Галилейской и явил славу Свою; и уверовали в Него ученики Его".
Христос Воскресе!
В сегодняшнем Евангельском чтении мы слышим о первом чуде, которое совершил Христос. Он и Его Матерь были приглашены на брак в Кану Галилейскую. Брачный пир обычно продолжался несколько дней. По-видимому, семейство, пригласившее Спасителя, было бедное. У них закончилось вино. Богородица обратилась ко Христу: «…вина нет у них. Иисус говорит Ей: что Мне и Тебе, Жено? еще не пришел час Мой». Однако повелел слугам налить воду в кувшины и нести к столу. "Когда же распорядитель отведал воды, сделавшейся вином,- а он не знал, откуда это вино, знали только служители, почерпавшие воду,- тогда распорядитель зовет жениха и говорит ему: всякий человек подает сперва хорошее вино, а когда напьются, тогда худшее; а ты хорошее вино сберег доселе".
Почему первым чудом Христа стало претворение воды в вино, совершенное на брачном пире? Вино - библейский образ радости. Покаяние, которое уже продолжительное время проповедовал Предтеча Христа, строгий аскетизм, которому он учил, приводят кающегося грешника к духовной радости о спасении, которое пришел даровать Господь. Само слово "Евангелие", которым именуют новозаветное учение Христа, переводится как "радостная весть".
Царство Небесное порой уподобляется Христом в притчах брачному пиру. Жених - Сам Христос, а невеста - Церковь. К вечной пасхальной радости призваны все мы. Эту радость и возвестил Воскресший Господь женам мироносицам. Он приветствовал их не словами "мир вам", которыми было принято приветствовать в тех краях, но, увидев их впервые после Воскресения, сказал им"радуйтесь!" (Мф 28,9). С образа радости Господь начал Свое земное служение. И, в завершении, после Своего Воскресения, даровал истинную радость каждому последовавшему за Ним.
К этой радости призваны все мы. Но, чтобы обрести ее, нам следует стремиться стяжать добродетели, исправиться в грехах. Результатом внимательной духовной жизни является, как говорили святые, видение своих грехов, бесчисленных как песок морской. Тогда человек приходит к пониманию, что если Бог не поможет ему, то никогда ничего не изменится к лучшему. Сам Господь поможет, очистит душу такого, введёт его в Царство Небесное. Образ этого - в сегодняшнем повествовании. Пока Бог не вмешался, ничего не получалось, Господь же дал всего с избытком в ответ на веру.