Толкование на Евангелие

17 мая 2024. Пятница седмицы 2-й по Пасхе. Чтение из Священного Писания: Деян 5, 1-11.

Христос Воскресе!

В сегодняшнем чтении из книги Деяний мы слышим повествование о членах одной из первых христианских общин - о супругах Анании и Сапфире. Проповедь апостолов зачастую оказывала глубокое влияние на души людей. Членами Церкви Христовой становились многие искренние люди, посвящавшие жизнь служению Господу и ближним. Некоторые из них, не желая жить лучше других членов общины, продавали все свое имущество, приносили все заработанное к апостолам, и жили вместе со всей общиной на общие средства.

"У множества же уверовавших было одно сердце и одна душа; и никто ничего из имения своего не называл своим, но всё у них было общее. Апостолы же с великою силою свидетельствовали о воскресении Господа Иисуса Христа; и великая благодать была на всех их. Не было между ними никого нуждающегося; ибо все, которые владели землями или домами, продавая их, приносили цену проданного и полагали к ногам Апостолов; и каждому давалось, в чем кто имел нужду. Так Иосия, прозванный от Апостолов Варнавою, что значит - сын утешения, левит, родом Кипрянин, у которого была своя земля, продав ее, принес деньги и положил к ногам Апостолов. Некоторый же муж, именем Анания, с женою своею Сапфирою, продав имение, утаил из цены, с ведома и жены своей, а некоторую часть принес и положил к ногам Апостолов".

Анания поступил безумно. Никто не принуждал его все продавать, если духовно он еще не дорос до этого подвига, но он сделал так, а апостолу Петру отнес лишь часть вырученных денег, сказав общине, что принес все. Об этом знала и его жена, Сапфира.

Поступили они так отчасти из-за гордости и желания похвалы, чем уподобились лицемерным фарисеям, отчасти из-за сребролюбия, в чем уподобились Иуде. Главный же грех их состоял в том, что они дошли до такого безумия, что попытались солгать Господу.

В Ветхом Завете пророки, еще более чем язычников, обличали верующих в Истинного Бога, но хранящих у себя дома и идолов - вдруг пригодятся. Язычники не знали Бога, а такой человек уже заключил с Богом завет, и все равно пытался Его обмануть.

Безумно поступают Анания и Сапфира. В апостольские времена Господь многократно и многоразлично являл чудеса среди уверовавших. Даже тень проходящего мимо апостола Петра исцеляла тяжело больных, апостолы воскрешали мертвых, изгоняли бесов. Анания и Сапфира были очевидцами многих чудес, слышали Слово Божие из уст апостолов, видели многие явные действия благодати Святого Духа, и тем не менее сделали свой выбор...

Этим они явили, что уже давно умерли духовно. Подобно тому как умерли духовно некоторые из видевших воскрешение Господом четверодневного мертвеца Лазаря. Увидели явное чудо, но сразу вслед за этим отправились и донесли фарисеям где Христос, чтобы те убили Его. 
Мертвыми духовно были и языческие народы, жившие в Израиле до вселения туда богоизбранного народа. Господь тогда повелел стереть все их города с лица земли, всех людей уничтожить. Тот ли это Бог, о котором мы читаем в Евангелии, мог ли такое повеление дать Бог-Любовь?
То, что жители тех краев были уже давно духовно мертвы, мы можем заключить из некоторых обычаев тех народов. Периодически они приносили в жертву идолам собственных младенцев, сжигая их на огне...
В каком состоянии были эти люди и в каком состоянии люди, живущие сейчас, которые ради карьеры, финансового благополучия, иных "веских причин" идут на аборт, на убийство своих детей? Это современная жертва идолам - сребролюбию, тщеславию и прочим греховным страстям. Многие, делая его, уже планируют - ничего, потом исповедуюсь, Бог простит. Кого они намерены обмануть?
"Петр сказал: Анания! Для чего ты допустил сатане вложить в сердце твое мысль солгать Духу Святому и утаить из цены земли? Чем ты владел, не твое ли было, и приобретенное продажею не в твоей ли власти находилось? Для чего ты положил это в сердце твоем? Ты солгал не человекам, а Богу. Услышав сии слова, Анания пал бездыханен; и великий страх объял всех, слышавших это. И встав, юноши приготовили его к погребению и, вынеся, похоронили. Часа через три после сего пришла и жена его, не зная о случившемся. Петр же спросил ее: скажи мне, за столько ли продали вы землю? Она сказала: да, за столько. Но Петр сказал ей: что это согласились вы искусить Духа Господня? вот, входят в двери погребавшие мужа твоего; и тебя вынесут. Вдруг она упала у ног его и испустила дух. И юноши, войдя, нашли ее мертвою и, вынеся, похоронили подле мужа ее. И великий страх объял всю церковь и всех слышавших это".
Ветхозаветные народы, приносившие в жертву своих детей, как и Анания с Сапфирой, в их духовно мертвом состоянии, могли совершить лишь одно доброе дело - оказать свое последнее служение верующим. Своей смертью, которая последовала после того, как их обличил апостол Петр, Анания и Сапфира явили урок христианам, явно показали, что следует остерегаться грехов, ведущих к безумию и к духовной погибели. Ветхозаветные же народы явили богоизбранному народу Славу Божию. С Его помощью небольшое количество иудеев завоевало крупные города, смогло победить сильные армии.
Как же человек становится духовно мертвым? Часто с душой происходит то же, что и с телом. Что будет, если долго не лечить болезни? Они перейдут в тяжелую форму и вскоре последует смерть. Если мы не находим времени для заботы о душе, не исповедуемся хотя бы во времена больших постов, не приступаем к Причастию, не молимся, не читаем Священное Писание. Если знаем за собой грехи, но, хоть и исповедуемся, а откладываем исправление на завтра, кого мы обманываем? Каково наше духовное состояние, к чему мы идем?
Пока мы живы, Господь силен восставить нас. Если же души наши мертвы, это значит, что выход только один. Как бесполезно лечить умершего, так и нам не поможет никакое мудрое слово. Мертвого можно только воскресить. Многочисленные воскрешения мертвых, описанные в Священном Писании, указывают на то, что Господь силен сделать это. 
Архимандрит Павел (Груздев) призывал:
"О, путешественник земной, очнись от сна: 
твоя сума грехов, одних грехов полна. 
Ты погружен, как в сон глубокий, в нераденье! 
Престань напрасно жизнь — бесценный дар мотать! 
Не то придет к тебе внезапно смерть, как тать! 
А в вечности вратах ужасно пробужденье..."

Читать далее

16 мая 2024. Четверг седмицы 2-й по Пасхе. Евангельское чтение: Ин 5, 24-30.

Свидетельство о регистрации средства массовой информации. ЭЛ № ФС77-59984

© 2010. Все права защищены. Покровский ставропигиальный женский монастырь у Покровской заставы города Москвы

Подворья монастыря

Новомученики Покровской обители

Детский приют

Матрона Московская

Новости и события

27 мая 2024. Понедельник седмицы 4-й по Пасхе. Евангельское чтение: Ин 6, 56-69.

27.05.2024

26 мая 2024. Неделя о расслабленном. Евангельское чтение: Ин 5, 1-15.

26.05.2024

25 мая 2024. Суббота седмицы 3-й по Пасхе. Евангельское чтение: Ин 15, 17 - 16, 2.

25.05.2024

24 мая 2024. Пятница седмицы 3-й по Пасхе. Евангельское чтение: Ин 6, 48-54.

24.05.2024

23 мая 2024. Четверг седмицы 3-й по Пасхе. Евангельское чтение: Ин 6, 40-44.

23.05.2024

22 мая 2024. День памяти святителя Николая чудотворца.

22.05.2024

21 мая 2024. Вторник седмицы 3-й по Пасхе. Евангельское чтение: Ин 6, 27-33.

21.05.2024

20 мая 2024. Понедельник седмицы 3-й по Пасхе. Евангельское чтение: Ин 4, 46-54.

20.05.2024

19 мая 2024. Неделя святых жен-мироносиц. Евангельское чтение: Мк 15, 43 - 16, 8.

19.05.2024

18 мая 2024. Суббота седмицы 2-й по Пасхе. Евангельское чтение: Ин 6, 14-27.

18.05.2024

17 мая 2024. Пятница седмицы 2-й по Пасхе. Чтение из Священного Писания: Деян 5, 1-11.

17.05.2024

16 мая 2024. Четверг седмицы 2-й по Пасхе. Евангельское чтение: Ин 5, 24-30.

16.05.2024

15 мая 2024. Среда седмицы 2-й по Пасхе. Евангельское чтение: Ин 5, 17-24.

15.05.2024

14 мая 2024. Вторник седмицы 2-й по Пасхе. Евангельское чтение: Ин 3, 16-21.

14.05.2024

13 мая 2024. Понедельник седмицы 2-й по Пасхе. Евангельское чтение: Ин 2, 1-11.

13.05.2024

12 мая 2024. Антипасха. Евангельское чтение: Ин 20, 19-31.

12.05.2024

11 мая 2024. Суббота Светлой Седмицы. Евангельское чтение: Ин 3, 22-33.

11.05.2024

10 мая 2024. Пятница Светлой Седмицы. Евангельское чтение: Ин 2, 12 - 22.

10.05.2024

9 мая 2024. Четверг Светлой Седмицы. Евангельское чтение: Ин 3, 1 - 15.

09.05.2024

8 мая 2024. Среда Светлой Седмицы. Евангельское чтение: Ин 1, 35-51.

08.05.2024

Подворье в Троице-Лыково

Расписание богослужений

Трапеза для паломников

Новоначальным

Духовное чтение

Толкование на Евангелие

Монашество

Контакты