Толкование на Евангелие

11 мая 2024. Суббота Светлой Седмицы. Евангельское чтение: Ин 3, 22-33.

"После сего пришел Иисус с учениками Своими в землю Иудейскую и там жил с ними и крестил. А Иоанн также крестил в Еноне, близ Салима, потому что там было много воды; и приходили туда и крестились, ибо Иоанн еще не был заключен в темницу. Тогда у Иоанновых учеников произошел спор с Иудеями об очищении. И пришли к Иоанну и сказали ему: равви'! Тот, Который был с тобою при Иордане и о Котором ты свидетельствовал, вот Он крестит, и все идут к Нему. Иоанн сказал в ответ: не может человек ничего принимать на себя,если не будет дано ему с неба. Вы сами мне свидетели в том, что я сказал: не я Христос, но я послан пред Ним. Имеющий невесту есть жених, а друг жениха, стоящий и внимающий ему, радостью радуется, слыша голос жениха. Сия-то радость моя исполнилась. Ему должно расти, а мне умаляться. Приходящий свыше и есть выше всех; а сущий от земли земной и есть и говорит, как сущий от земли; Приходящий с небес есть выше всех, и что Он видел и слышал, о том и свидетельствует; и никто не принимает свидетельства Его. Принявший Его свидетельство сим запечатлел, что Бог истинен".

Христос Воскресе! 

В сегодняшнем Евангельском чтении мы слышим о том, как Господь Иисус в начале своей проповеди пришел с учениками в Иудею "и там жил с ними и крестил". В следующей главе сказано, что крестил Он не сам, но поручил крестить апостолам: "хотя Сам Иисус не крестил, а ученики Его". Недалеко находился Иоанн Предтеча и тоже крестил тех, кто внял его проповеди. Предтеча крестил крещением покаяния. 

По мысли толкователей, и крещение учеников Христовых и крещение Иоанново, имели одинаковую благодать, один смысл, - это было крещение покаяния, через которое люди должны были стать слушателями Слова Божия. Дух Святой тогда еще не сошел. Он сошел на учеников в пятидесятый день после Воскресения Христова.

"Тогда у Иоанновых учеников произошел спор с Иудеями об очищении". Многие из обращенных через проповедь Иоанна Крестителя считали Предтечу бо́льшим Христа. Считали крещение Иоанна более значимым - ведь Сам Христос крестился у него, говорили они. Потому и произошел их спор о крещении с некоторыми иудеями. Они, по мысли толкователей, имели немощь честолюбия, желали всех убедить, что их учитель выше Иисуса Христа.

Придя к Иоанну Крестителю, они сказали ему: "равви! Тот, Kоторый был с тобою при Иордане и о Kотором ты свидетельствовал, вот Он крестит, и все идут к Нему".

Иоанн, не желая, чтобы они еще больше ожесточились и стали врагами Христа, стал мягко увещевать их: "Иоанн сказал в ответ: не может человек ничего принимать на себя, если не будет дано ему с неба". Успех проповеди Христа, которого не имел ранее ни один пророк или проповедник, несомненно дело Божие, потому не Богу ли вы противитесь, заставил задуматься своих учеников Иоанн. 

И напомнил им свое свидетельство о Христе, сказанное им ранее: "Вы сами мне свидетели в том, что я сказал: не я Христос, но я послан пред Ним".

Далее Иоанн использует такой образ: "Имеющий невесту есть жених, а друг жениха, стоящий и внимающий ему, радостью радуется, слыша голос жениха. Сия-то радость моя исполнилась. Ему должно расти, а мне умаляться". Друг жениха играл важную роль на востоке. Он организовывал сватовство, занимался приготовлением к свадьбе. Ему конечно было радостно в сам день заключения брачного союза, радостно от того, что его усилия увенчались успехом. Христос - Жених. Церковь Христова - Невеста, это известный библейский образ. А Иоанн в этом образе свидетельствует о себе, что он на то и вышел на проповедь, чтобы привести ко Христу людей.

"Приходящий свыше и есть выше всех; а сущий от земли земной и есть и говорит, как сущий от земли; Приходящий с небес есть выше всех" - Иоанн несомненно знал о том, что Христос не обычный Человек, но Вочеловечившийся Бог. Никакой учитель не может Ему уподобиться.
"Он видел и слышал, о том и свидетельствует; и никто не принимает свидетельства Его". Христос говорит не о том, чему был научен кем-то, но о том, что Сам, как Бог, знает. Почему же сказано, что никто не принимает Его свидетельства? Ведь зависть учеников Иоанна и была вызвана тем, что количество учеников Христа сильно увеличилось? Сам Бог воплотился и проповедует, все живущие на земле должны бы оставить все и устремиться к Нему. А пришли лишь немногие. Никто - это образ.

"Принявший Его свидетельство сим запечатлел, что Бог истинен" - принявшие Христову проповедь, покаявшиеся в грехах и изменившие жизнь, и являются лучшими свидетелями Божественности Христа. Миру известны многие мудрые, порядочные и честные люди, которые говорили, что не верят в Бога. Но когда мы знакомимся с жизнеописанием подвижников благочестия, которые глубоко верили во Христа, то встречаем в них нечто намного более глубокое и светлое. Это способно почувствовать сердце. Об архимандрите Павле (Груздеве), когда он был уже очень стар, некоторые люди молились Богу так: "Господи, если возможно, возьми какое-то время от моей жизни и дай ему. Потому что хорошо нам с ним, подобно тому, как хорошо было апостолам на Фаворе с Преобразившимся Господом". 

Сам отец Павел несомненно знал, что все духовные дары, которые были у него, все от Бога. О крещении он приводил такой стих:

"Как надо мною совершили

обряд крещения святой,

тогда на грудь мне положили

мой милый крестик дорогой.

Он с той поры мне стал защитой,

он с той поры всегда со мной,

и на груди моей сокрытый,

всегда у сердца крестик мой.

Грудь от страдания ль стеснится,

дождусь ли радости какой,

душа к Всевышнему стремится,

и я целую крестик мой.

На милость Бога уповая

и с чувством веры и любви

нигде свой крестик не снимаю,

молюсь пред ним я и в пути.

Когда же дни мои прервутся,

пробьёт час смерти роковой,

навек глаза мои сомкнутся,

со мною будет крестик мой.

И на пути моём за гробом

светиться будет предо мной,

с крестом пойду пред вражьей силой,

мой крестик будет мне стеной..."

Читать далее

10 мая 2024. Пятница Светлой Седмицы. Евангельское чтение: Ин 2, 12 - 22.

Свидетельство о регистрации средства массовой информации. ЭЛ № ФС77-59984

© 2010. Все права защищены. Покровский ставропигиальный женский монастырь у Покровской заставы города Москвы

Подворья монастыря

Новомученики Покровской обители

Детский приют

Матрона Московская

Новости и события

21 мая 2024. Вторник седмицы 3-й по Пасхе. Евангельское чтение: Ин 6, 27-33.

21.05.2024

20 мая 2024. Понедельник седмицы 3-й по Пасхе. Евангельское чтение: Ин 4, 46-54.

20.05.2024

19 мая 2024. Неделя святых жен-мироносиц. Евангельское чтение: Мк 15, 43 - 16, 8.

19.05.2024

18 мая 2024. Суббота седмицы 2-й по Пасхе. Евангельское чтение: Ин 6, 14-27.

18.05.2024

17 мая 2024. Пятница седмицы 2-й по Пасхе. Чтение из Священного Писания: Деян 5, 1-11.

17.05.2024

16 мая 2024. Четверг седмицы 2-й по Пасхе. Евангельское чтение: Ин 5, 24-30.

16.05.2024

15 мая 2024. Среда седмицы 2-й по Пасхе. Евангельское чтение: Ин 5, 17-24.

15.05.2024

14 мая 2024. Вторник седмицы 2-й по Пасхе. Евангельское чтение: Ин 3, 16-21.

14.05.2024

13 мая 2024. Понедельник седмицы 2-й по Пасхе. Евангельское чтение: Ин 2, 1-11.

13.05.2024

12 мая 2024. Антипасха. Евангельское чтение: Ин 20, 19-31.

12.05.2024

11 мая 2024. Суббота Светлой Седмицы. Евангельское чтение: Ин 3, 22-33.

11.05.2024

10 мая 2024. Пятница Светлой Седмицы. Евангельское чтение: Ин 2, 12 - 22.

10.05.2024

9 мая 2024. Четверг Светлой Седмицы. Евангельское чтение: Ин 3, 1 - 15.

09.05.2024

8 мая 2024. Среда Светлой Седмицы. Евангельское чтение: Ин 1, 35-51.

08.05.2024

7 мая 2024. Вторник Светлой Седмицы. Евангельское чтение: Лк 24, 12-35.

07.05.2024

6 мая 2024. Понедельник Светлой седмицы. Евангельское чтение: Ин 1, 18-28.

06.05.2024

5 мая 2024. Светлое Христово Воскресение. Пасха. Евангельское чтение: Мф 28, 62-66, Ин 20, 19-25.

05.05.2024

4 мая 2024. Страстная седмица. Великая Суббота.

04.05.2024

3 мая 2024. Страстная седмица. Великая Пятница. Евангельские чтения: последования Святых Страстей Господа нашего Иисуса Христа: 1-е. Ин., 46 зач., XIII, 31 - XVIII, 1. 2-е. Ин., 58 зач., XVIII, 1-28. 3-е. Мф., 109 зач., XXVI, 57-75. 4-е. Ин., 59 зач., XVI

03.05.2024

2 мая 2024. Великий Четверг. Воспоминание Тайной Вечери. Евангельское чтение: Мф., 107 зач., XXVI, 1-20. Ин., 44 зач., XIII, 3-17. Мф., 108 зач. (от полу́), XXVI, 21-39. Лк., 109 зач., XXII, 43-45. Мф., 108 зач., XXVI, 40 - XXVII, 2. Ин., 44 зач., XIII, 1

02.05.2024

Подворье в Троице-Лыково

Расписание богослужений

Трапеза для паломников

Новоначальным

Духовное чтение

Толкование на Евангелие

Монашество

Контакты