6 мая 2024. Понедельник Светлой седмицы. Евангельское чтение: Ин 1, 18-28.
"Бога не видел никто никогда; Единородный Сын, сущий в недре Отчем, Он явил. И вот свидетельство Иоанна, когда Иудеи прислали из Иерусалима священников и левитов спросить его: кто ты? Он объявил, и не отрекся, и объявил, что я не Христос. И спросили его: что же? ты Илия? Он сказал: нет. Пророк? Он отвечал: нет. Сказали ему: кто же ты? чтобы нам дать ответ пославшим нас: что ты скажешь о себе самом? Он сказал: я глас вопиющего в пустыне: исправьте путь Господу, как сказал пророк Исаия. А посланные были из фарисеев; И они спросили его: что же ты крестишь, если ты ни Христос, ни Илия, ни пророк? Иоанн сказал им в ответ: я крещу в воде; но стоит среди вас Некто, Которого вы не знаете. Он-то Идущий за мною, но Который стал впереди меня. Я недостоин развязать ремень у обуви Его. Это происходило в Вифаваре при Иордане, где крестил Иоанн".
Христос Воскресе!
В сегодняшнем Евангельском чтении мы слышим о Христе, как об истинном Боге Сыне, Единосущном Отцу, как о Второй Ипостаси Единого Бога в Троице: "Бога не видел никто никогда; Единородный Сын, сущий в недреОтчем, Он явил".
Христос явил людям Бога, восприняв человеческую природу от Девы Марии. Он учил, наставлял людей, но более всего Бог явил нам Себя в Кресте и Воскресении. Явил Свою любовь к каждому, явил нам, что к воскресению, к вечной жизни Он призывает и готовит каждого из нас.
Далее приводятся слова Иоанна Крестителя, который говорит что следует сделать человеку, желающему, чтобы Бог действовал в его душе: " приготовьте путь Господу, прямыми сделайте стези Ему; всякий дол да наполнится, и всякая гора и холм да понизятся, кривизны выпрямятся и неровные пути сделаются гладкими; и узрит всякая плоть спасение Божие".
Предтеча, посланный для того, чтобы приготовить людей к принятию Спасителя, призывает их приготовить путь для Господа, то есть приготовить души к тому, чтобы они смогли стать учениками Христа. Толкователи поясняют смысл слов Иоанна. Когда идет царь, то слуги, идущие впереди, убирают с его пути всякие препятствия. Так и из души всякого, для принятия благодати, должно быть удалено все недоброе. По мысли преподобного Максима Исповедника, горы и холмы в душе это наше самомнение, эгоизм; долы (низины) - недостаток в добродетели, в духовном знании, жизнь низкая, не духовная; неровные пути и кривизны - наша неустойчивость в добре под действием искушений и соблазнов.
Для того, чтобы в душе стал действовать Господь и спас нас, необходимо приложить старание об исправлении пути для Господа. Тогда Бог восполнит недостаток наших усилий и упразднит наши неправды "и узрит всякая плоть спасение Божие".