12 мая 2024. Антипасха. Евангельское чтение: Ин 20, 19-31.
"В тот же первый день недели вечером, когда двери дома, где собирались ученики Его, были заперты из опасения от Иудеев, пришел Иисус, и стал посреди, и говорит им: мир вам! Сказав это, Он показал им руки и ноги и ребра Свои. Ученики обрадовались, увидев Господа. Иисус же сказал им вторично: мир вам! как послал Меня Отец, так и Я посылаю вас. Сказав это, дунул, и говорит им: примите Духа Святаго. Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся. Фома же, один из двенадцати, называемый Близнец, не был тут с ними, когда приходил Иисус. Другие ученики сказали ему: мы видели Господа. Но он сказал им: если не увижу на руках Его ран от гвоздей, и не вложу перста моего в раны от гвоздей, и не вложу руки моей в ребра Его, не поверю. После восьми дней опять были в доме ученики Его, и Фома с ними.
Пришел Иисус, когда двери были заперты, стал посреди них и сказал: мир вам! Потом говорит Фоме: подай перст твой сюда и посмотри руки Мои; подай руку твою и вложи в ребра Мои; и не будь неверующим, но верующим. Фома сказал Ему в ответ: Господь мой и Бог мой! Иисус говорит ему: ты поверил, потому что увидел Меня; блаженны невидевшие и уверовавшие. Много сотворил Иисус пред учениками Своими и других чудес, о которых не писано в книге сей. Сие же написано, дабы вы уверовали, что Иисус есть Христос, Сын Божий, и, веруя, имели жизнь во имя Его".
Во Имя Отца и Сына и Святаго Духа!
Христос Воскресе!
Сегодня, в восьмой день после Пасхи, мы читаем Евангелие о событии, бывшем на восьмой день после Воскресения Христова. Господь явился всем Своим ученикам и апостолу Фоме. Незадолго до этого Воскресший из мертвых Христос являлся прочим ученикам, но Фомы тогда не было с ними. Фома не поверил тогда прочим апостолам, которые поведали ему о том, что видели Воскресшего Господа. Он сказал им: "если не увижу на руках Его ран от гвоздей, и не вложу перста моего в раны от гвоздей, и не вложу руки моей в ребра Его, не поверю".
Когда же, в восьмой день, Господь вновь явился ученикам, Фома был с ними. Спаситель обратился к Фоме: "подай перст твой сюда и посмотри руки Мои; подай руку твою и вложи в ребра Мои; и не будь неверующим, но верующим". Фома ответил Ему: "Господь мой и Бог мой!"
Церковь так говорит про неверие Фомы, про его недоверие к первому услышанному от апостолов свидетельству о Воскресении: «О доброе неверие Фомино, верных сердца в познание приведе…» – в переводе на современный русский это звучит так: «О, прекрасное неверие Фомы!
Верных сердца он к полноте знания привел…». Так Церковь поет на вечерне.
Почему неверие Фомы не осуждается? Фома, как мы знаем из Евангелия, был готов отдать жизнь за Господа. Когда за неделю до распятия Спаситель собрался идти в Иерусалим, Фома, зная, что религиозные лидеры иудеев желают убить Христа, сказал прочим апостолам: «пойдем и мы умрем с Ним» (Ин.11:16). Но в таком важном вопросе, в вопросе о Воскресении Христа из мертвых, Он предпочел неверие легковерию. А когда сам увидел Воскресшего Господа, то произнес такие слова, которых мы нигде больше не встречаем в Евангелии. Он прямо назвал Христа Богом: "Господь мой и Бог мой!"
Что же Христос? Если бы Он был просто пророком, великим учителем, то с гневом остановил бы Фому за богохульство. Никто из людей не может быть назван Богом. А Христос ответил: "ты поверил, потому что увидел Меня; блаженны невидевшие и уверовавшие". Это одно из ярких евангельских свидетельств, что Христос - Истинный Бог.
Церковь сегодня воспевает неверие Фомы, через которое и ему и нам открылась Божественность Спасителя.
Мы, христиане, встречались с Господом, с действием Божией благодати в церковных таинствах. Читая Священное Писание, мы слышали Слова Спасителя. Мы уже не являемся невидевшими. А сильна ли наша вера? Ведь страшно именно такое неверие, противоположное неверию апостола Фомы, когда хоть и видели, но все равно остались неверующими. Если мы продолжаем жить как и прежде, к нам относятся следующие слова апостола Иакова: «ибо, как тело без духа мертво, так и вера без дел мертва» (Иак 2, 26).
Молитвами святаго апостола Фомы да умножит в нас Господь веру, о которой в дневниках архимандрита Павла (Груздева) мы читаем:
"Людям волей всеблагою
сила дивная дана,
верой кроткою, святою
эта сила названа.
Вера с юности мятежной
нам погибнуть не дает
и ко пристани надежной
крепко за руку ведет.
Вера в жизни облегчает
бремя тяжкое забот,
вера горы преставляет
и героев создает.
Вера в тягостных недугах
исцеляющий елей,
вера — добрая подруга
на закате наших дней.
Вера нас не покидает
и в последний смертный час
и с любовью озаряет
тьму могильную для нас.
Вера в жизни светоч ясный,
путеводная звезда,
и блажен, кому не гаснет
этот светоч никогдаI"