16 мая 2024. Четверг седмицы 2-й по Пасхе. Евангельское чтение: Ин 5, 24-30.
"Истинно, истинно говорю вам: слушающий слово Мое и верующий в Пославшего Меня имеет жизнь вечную, и на суд не приходит, но перешел от смерти в жизнь. Истинно, истинно говорю вам: наступает время, и настало уже, когда мертвые услышат глас Сына Божия и, услышав, оживут. Ибо, как Отец имеет жизнь в Самом Себе, так и Сыну дал иметь жизнь в Самом Себе. И дал Ему власть производить и суд, потому что Он есть Сын Человеческий. Не дивитесь сему; ибо наступает время, в которое все, находящиеся в гробах, услышат глас Сына Божия; и изыдут творившие добро в воскресение жизни, а делавшие зло - в воскресение осуждения. Я ничего не могу творить Сам от Себя. || Как слышу, так и сужу, и суд Мой праведен; ибо не ищу Моей воли, но воли пославшего Меня Отца".
Христос Воскресе!
В сегодняшнем Евангельском чтении мы слышим слова Спасителя о воскресении мертвых: "Истинно, истинно говорю вам: наступает время, и настало уже, когда мертвые услышат глас Сына Божия и, услышав, оживут". Христос Воскрес и это произойдет с каждым из нас. Никто не сможет избежать воскресения. У нас не только бессмертная душа. Наше тело также будет воскрешено Господом во время Его Второго Пришествия. Началом, прообразом этого воскресения, были воскрешения мертвых, совершавшиеся Христом во время Его земного служения, совершавшиеся далее и апостолами. Это служило уверением в истинности христианского учения.
"Ибо, как Отец имеет жизнь в Самом Себе, так и Сыну дал иметь жизнь в Самом Себе" - ни одно живое существо не может жить без животворящего действия Божия. Христос же Истинный Бог, Бог Сын, Вторая Ипостась Единого Бога Отца и Сына и Святаго Духа. Потому Христос Сам дает всем жизнь.
"И дал Ему власть производить и суд, потому что Он есть Сын Человеческий. Не дивитесь сему" - Не дивитесь этому, обращается Господь к иудеям, что видите сейчас Меня перед собой как обычного Человека и слышите, что Суд буду производить Я.
Христос не просто Человек, но Вочеловечившийся Бог.
Каким же будет суд?
"Истинно, истинно говорю вам: слушающий слово Мое и верующий в Пославшего Меня имеет жизнь вечную, и на суд не приходит, но перешел от смерти в жизнь.
... ибо наступает время, в которое все, находящиеся в гробах, услышат глас Сына Божия; и изыдут творившие добро в воскресение жизни, а делавшие зло - в воскресение осуждения" - уверовавшие во Христа наследуют вечную жизнь. Они будут спасены Господом. Суд для них трудно даже будет назвать судом, скорее введением в вечную жизнь. Но чтобы не подумали, что достаточно лишь верить, а дела не важны, Господь и говорит далее о делах, за которые уверовавшие будут прославлены, а неверующие осуждены. В делах и проявляется наша вера.
"Я ничего не могу творить Сам от Себя. Как слышу, так и сужу, и суд Мой праведен; ибо не ищу Моей воли, но воли пославшего Меня Отца" - Христос говорит это иудеям, которым трудно вместить, что в Его Лице они говорят с Богом, что ничему новому Он не учит. Бог Отец является Первой Ипостасью Святой Троицы, Сын Второй Ипостасью, а Святой Дух Третьей. У всех Трех Ипостасей одна воля и одно действие, это один Бог. Потому не существует учения Бога Сына. Христос возвещает Слово Божие.
Со всяким человеком в вечную жизнь, говорил архимандрит Павел (Груздев), в жизнь вечную, "туда пойдут в свидетели и зло, и добродетели". Потому старец советовал: "О, человече Божий, понуди себя на всякое благое дело, ибо не веси, когда скончаешься, доселе и труд твой, смерть бо вся пресечет".