30 апреля 2022. Суббота Светлой Седмицы. Евангельское чтение: Ин 3, 22-33.
Христос Воскресе!
В сегодняшнем Евангельском чтении мы слышим о том, как Господь Иисус в начале своей проповеди пришел с учениками в Иудею "и там жил с ними и крестил". В следующей главе сказано, что крестил Он не сам, но поручил крестить апостолам: "хотя Сам Иисус не крестил, а ученики Его". Недалеко находился Иоанн Предтеча и тоже крестил тех, кто внял его проповеди. Предтеча крестил крещением покаяния.
По мысли толкователей, и крещение учеников Христовых и крещение Иоанново, имели одинаковую благодать, один смысл, - это было крещение покаяния, через которое люди должны были стать слушателями Слова Божия. Дух Святой тогда еще не сошел. Он сошел на учеников в пятидесятый день после Воскресения Христова.
"Тогда у Иоанновых учеников произошел спор с Иудеями об очищении". Многие из обращенных через проповедь Иоанна Крестителя считали Предтечу бо́льшим Христа. Считали крещение Иоанна более значимым - ведь Сам Христос крестился у него, говорили они. Потому и произошел их спор о крещении с некоторыми иудеями. Они, по мысли толкователей, имели немощь честолюбия, желали всех убедить, что их учитель выше Иисуса Христа.
Придя к Иоанну Крестителю, они сказали ему: "равви! Тот, Kоторый был с тобою при Иордане и о Kотором ты свидетельствовал, вот Он крестит, и все идут к Нему".
Иоанн, не желая, чтобы они еще больше ожесточились и стали врагами Христа, стал мягко увещевать их: "Иоанн сказал в ответ: не может человек ничего принимать на себя, если не будет дано ему с неба". Успех проповеди Христа, которого не имел ранее ни один пророк или проповедник, несомненно дело Божие, потому не Богу ли вы противитесь, заставил задуматься своих учеников Иоанн.
И напомнил им свое свидетельство о Христе, сказанное им ранее: "Вы сами мне свидетели в том, что я сказал: не я Христос, но я послан пред Ним".
Далее Иоанн использует такой образ: "Имеющий невесту есть жених, а друг жениха, стоящий и внимающий ему, радостью радуется, слыша голос жениха. Сия-то радость моя исполнилась. Ему должно расти, а мне умаляться". Друг жениха играл важную роль на востоке. Он организовывал сватовство, занимался приготовлением к свадьбе. Ему конечно было радостно в сам день заключения брачного союза, радостно от того, что его усилия увенчались успехом. Христос - Жених. Церковь Христова - Невеста, это известный библейский образ. А Иоанн в этом образе свидетельствует о себе, что он на то и вышел на проповедь, чтобы привести ко Христу людей.
"Приходящий свыше и есть выше всех; а сущий от земли земной и есть и говорит, как сущий от земли; Приходящий с небес есть выше всех" - Иоанн несомненно знал о том, что Христос не обычный Человек, но Вочеловечившийся Бог. Никакой учитель не может Ему уподобиться.
"Он видел и слышал, о том и свидетельствует; и никто не принимает свидетельства Его". Христос говорит не о том, чему был научен кем-то, но о том, что Сам, как Бог, знает.
Почему же сказано, что никто не принимает Его свидетельства? Ведь зависть учеников Иоанна и была вызвана тем, что количество учеников Христа сильно увеличилось?
Сам Бог воплотился и проповедует, все живущие на земле должны бы оставить все и устремиться к Нему. А пришли лишь немногие. Никто - это образ.
"Принявший Его свидетельство сим запечатлел, что Бог истинен" - принявшие Христову проповедь, покаявшиеся в грехах и изменившие жизнь, и являются лучшими свидетелями Божественности Христа. Миру известны многие мудрые, порядочные и честные люди, которые говорили, что не верят в Бога. Но когда мы знакомимся с жизнеописанием подвижников благочестия, которые глубоко верили во Христа, то встречаем в них нечто намного более глубокое и светлое. Это способно почувствовать сердце. Об архимандрите Павле (Груздеве), когда он был уже очень стар, некоторые люди молились Богу так: "Господи, если возможно, возьми какое-то время от моей жизни и дай ему. Потому что хорошо нам с ним, подобно тому, как хорошо было апостолам на Фаворе с Преобразившимся Господом".
Сам отец Павел несомненно знал, что все духовные дары, которые были у него, все от Бога. О крещении он приводил такой стих:
"Как надо мною совершили
обряд крещения святой,
тогда на грудь мне положили
мой милый крестик дорогой.
Он с той поры мне стал защитой,
он с той поры всегда со мной,
и на груди моей сокрытый,
всегда у сердца крестик мой.
Грудь от страдания ль стеснится,
дождусь ли радости какой,
душа к Всевышнему стремится,
и я целую крестик мой.
На милость Бога уповая
и с чувством веры и любви
нигде свой крестик не снимаю,
молюсь пред ним я и в пути.
Когда же дни мои прервутся,
пробьёт час смерти роковой,
навек глаза мои сомкнутся,
со мною будет крестик мой.
И на пути моём за гробом
светиться будет предо мной,
с крестом пойду пред вражьей силой,
мой крестик будет мне стеной..."