Толкование на Евангелие

28 апреля 2022. Четверг Светлой Седмицы. Евангельское чтение: Ин 3, 1 - 15.

"Между фарисеями был некто, именем Никодим, один из начальников Иудейских. Он пришел к Иисусу ночью и сказал Ему: Равви'! мы знаем, что Ты учитель, пришедший от Бога; ибо таких чудес, какие Ты творишь, никто не может творить, если не будет с ним Бог. Иисус сказал ему в ответ: истинно, истинно говорю тебе, если кто не родится свыше, не может увидеть Царствия Божия. Никодим говорит Ему: как может человек родиться, будучи стар? неужели может он в другой раз войти в утробу матери своей и родиться? Иисус отвечал: истинно, истинно говорю тебе, если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие. Рожденное от плоти есть плоть, а рожденное от Духа есть дух. Не удивляйся тому, что Я сказал тебе: должно вам родиться свыше. Дух дышит, где хочет, и голос его слышишь, а не знаешь, откуда приходит и куда уходит: так бывает со всяким, рожденным от Духа. Никодим сказал Ему в ответ: как это может быть? Иисус отвечал и сказал ему: ты - учитель Израилев, и этого ли не знаешь? Истинно, истинно говорю тебе: Мы говорим о том, что знаем, и свидетельствуем о том, что видели, а вы свидетельства Нашего не принимаете. Если Я сказал вам о земном, и вы не верите,- как поверите, если буду говорить вам о небесному? Никто не восходил на небо, как только сшедший с небес Сын Человеческий, сущий на небесах. И как Моисей вознес змию в пустыне, так должно вознесену быть Сыну Человеческому,дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную". 

Христос Воскресе!

В сегодняшнем Евангельском чтении мы слышим о том, как к Христу пришел один из влиятельных иудейских религиозных учителей, фарисей Никодим. Пришел ночью, так как он надеялся, что ночью никто не узнает о его визите, а также и потому, что ночью Господа не окружала толпа. Можно было спокойно задать все интересовавшие Никодима вопросы. 

Никодим своим первым вопросом показал, что хоть и отличается от прочих фарисеев, пребывающих в гордыне, в греховном ослеплении, но все равно еще не узнал в Иисусе Самого Воплотившегося Бога. Никодим обращается к Спасителю как к Пророку: "Равви'! мы знаем, что Ты учитель, пришедший от Бога; ибо таких чудес, какие Ты творишь, никто не может творить, если не будет с ним Бог". 

Христос же желает приоткрыть Ему кто Он, сказать о цели, с которой Он, Бог, стал Человеком. Для этого Он отвечает ему так, чтобы новые вопросы, возникающие у Никодима и ответы на них Христа, помогли тому утвердиться в вере: "Иисус сказал ему в ответ: истинно, истинно говорю тебе, если кто не родится свыше, не может увидеть Царствия Божия. Никодим говорит Ему: как может человек родиться, будучи стар? неужели может он в другой раз войти в утробу матери своей и родиться? Иисус отвечал: истинно, истинно говорю тебе, если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие". Христос говорит Никодиму о духовном рождении, а тот не понимает. Чтобы войти в Царство Небесное не достаточно получить какие-то знания, пройти какие-либо обряды. 

Архимандрит Павел (Груздев) говорил: "Христианин не тот, кто называет себя этим священным именем, а тот, кто живет по-христиански. Кто не христианин в жизни — тот не хрис­тианин и в сердце, а христианство на устах — толь­ко обман Бога и людей. «Не вем вас», — гово­рит Господь всем таким христианам".

Для христианской жизни нужно духовное рождение, даруемое Благодатью Божией в таинстве Крещения, в таинстве покаяния. Даруется оно искренно желающим, и не просто обещающим исправить свою жизнь, но умирающим для жизни греховной и рождающимся для Небесного Царства. 

"Рожденное от плоти есть плоть, а рожденное от Духа есть дух" - нет смысла второй раз рождаться по плоти. Все, рожденные по плоти, подчинены смерти, болезням. Для спасения необходимо духовное рождение.

"Не удивляйся тому, что Я сказал тебе: должно вам родиться свыше. Дух дышит, где хочет, и голос его слышишь, а не знаешь, откуда приходит и куда уходит: так бывает со всяким, рожденным от Духа". Действие Духа Божия непостижимо, оно уподобляется здесь действию ветра - мы не видим его, но ощущаем.

"Никодим сказал Ему в ответ: как это может быть? Иисус отвечал и сказал ему: ты - учитель Израилев, и этого ли не знаешь?" Смысл вопроса Никодима таков: "что следует сделать, чтобы родиться свыше?" С легким укором Христос напоминает ему о том, что он, один из религиозных лидеров, должен был бы знать ответ на этот вопрос. 

"Истинно, истинно говорю тебе: Мы говорим о том, что знаем, и свидетельствуем о том, что видели, а вы свидетельства Нашего не принимаете". Некоторые толкователи видят здесь указание на Христа и Иоанна Крестителя, проповедь которых раздавалась в то время, но была отвергнута иудейскими старейшинами.

"Если Я сказал вам о земном, и вы не верите,- как поверите, если буду говорить вам о небесном?"  Господь не может в Своей проповеди прямо свидетельствовать о тайнах Небесного Царства из-за духовной немощи слушателей. Он не говорит явно о Боговоплощении, использует притчевый язык.

"Никто не восходил на небо, как только сшедший с небес Сын Человеческий, сущий на небесах" В Рождестве Господь воспринял в Свою Ипостась (наиболее близкое по значению русское слово - Личность) человеческую природу (у каждого из нас одна личность - конкретный человек, и одна природа - человеческая, а Он в Свою Ипостась воспринял природу человеческую, а Божественную имел всегда как Бог). Оставаясь Богом, стал и Человеком. Вечный Бог родился по человеческой Своей Природе от Девы Марии.

И как Моисей вознес змию в пустыне, так должно вознесену быть Сыну Человеческому, дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную". Говорится и о цели Боговоплощения. Когда израильтяне под предводительством Моисея шли через пустыню в Землю обетованную, в одном месте им встретилось множество ядовитых змей. Немало евреев умерло от укусов. Моисей, по повелению Божию изготовил медного змия и водрузил его в виде знамени. Всякий укушенный, взиравший с верой на медного змия, оставался жив. Господь Сам теперь говорит, что это был прообраз Его Креста. Он пришел, чтобы на Кресте взять на Себя наши грехи, чтобы в Себе Самом человеческую природу обновить и исцелить, а нам дать средства приобщиться к этой обновленной человеческой Природе, которую Он исцелил в Себе Самом. Это таинства Крещения и Причащения. 

Сколько дивных примеров избавления от греховной смерти, святости знает Церковь. Из жизнеописания святых подвижников становится понятно, что это не просто философская теория. Слова Христа сбывались и будут сбываться до скончания века в житиях преподобных, праведных, мучеников, всех святых. Должны сбываться и на нас. Решимость к этому мы выразили в крещении.

Читать далее

27 апреля 2022. Среда Светлой Седмицы. Евангельское чтение: Ин 1, 35-51.

Свидетельство о регистрации средства массовой информации. ЭЛ № ФС77-59984

© 2010. Все права защищены. Покровский ставропигиальный женский монастырь у Покровской заставы города Москвы

Подворья монастыря

Новомученики Покровской обители

Детский приют

Матрона Московская

Новости и события

8 мая 2022. Неделя святых жен-мироносиц. Евангельское чтение: Мк 15, 43 - 16, 8.

08.05.2022

7 мая 2022. Суббота седмицы 2-й по Пасхе. Евангельское чтение: Ин 6, 14-27.

07.05.2022

6 мая 2022. Пятница седмицы 2-й по Пасхе. Чтение из Священного Писания: Деян 5, 1-11.

06.05.2022

5 мая 2022. Четверг седмицы 2-й по Пасхе. Евангельское чтение: Ин 5, 24-30.

05.05.2022

4 мая 2022. Среда седмицы 2-й по Пасхе. Евангельское чтение: Ин 5, 17-24.

04.05.2022

3 мая 2022. Вторник седмицы 2-й по Пасхе. Евангельское чтение: Ин 3, 16-21.

03.05.2022

2 мая 2022. День канонизации святой праведной Матроны Московской.

02.05.2022

1 мая 2022. Антипасха. Евангельское чтение: Ин 20, 19-31.

01.05.2022

30 апреля 2022. Суббота Светлой Седмицы. Евангельское чтение: Ин 3, 22-33.

30.04.2022

29 апреля 2022. Пятница Светлой Седмицы. Евангельское чтение: Ин 2, 12 - 22.

29.04.2022

28 апреля 2022. Четверг Светлой Седмицы. Евангельское чтение: Ин 3, 1 - 15.

28.04.2022

27 апреля 2022. Среда Светлой Седмицы. Евангельское чтение: Ин 1, 35-51.

27.04.2022

26 апреля 2022. Вторник Светлой Седмицы. Евангельское чтение: Лк 24, 12-35.

26.04.2022

25 апреля 2022. Понедельник Светлой седмицы. Евангельское чтение: Ин 1, 18-28.

25.04.2022

24 апреля 2022. Светлое Христово Воскресение. Пасха. Евангельское чтение: Мф 28, 62-66, Ин 20, 19-25.

24.04.2022

23 апреля 2022. Страстная седмица. Великая Суббота.

23.04.2022

22 апреля 2022. Страстная седмица. Великая Пятница. Евангельские чтения: последования Святых Страстей Господа нашего Иисуса Христа: 1-е. Ин., 46 зач., XIII, 31 - XVIII, 1. 2-е. Ин., 58 зач., XVIII, 1-28. 3-е. Мф., 109 зач., XXVI, 57-75. 4-е. Ин., 59 зач.,

22.04.2022

21 апреля 2022. Великий Четверг. Воспоминание Тайной Вечери. Евангельское чтение: Мф., 107 зач., XXVI, 1-20. Ин., 44 зач., XIII, 3-17. Мф., 108 зач. (от полу́), XXVI, 21-39. Лк., 109 зач., XXII, 43-45. Мф., 108 зач., XXVI, 40 - XXVII, 2. Ин., 44 зач., XII

21.04.2022

20 апреля 2022. Страстная седмица. Великая Среда. Евангельское чтение: Мф 26, 6-16.

20.04.2022

19 апреля 2022. Страстная седмица. Великий вторник. Евангельское чтение: Мф 22, 15 - 23, 39 и 24, 36 - 26, 2.

19.04.2022

Подворье в Троице-Лыково

Расписание богослужений

Трапеза для паломников

Новоначальным

Духовное чтение

Толкование на Евангелие

Монашество

Контакты