28 апреля 2022. Четверг Светлой Седмицы. Евангельское чтение: Ин 3, 1 - 15.
"Между фарисеями был некто, именем Никодим, один из начальников Иудейских. Он пришел к Иисусу ночью и сказал Ему: Равви'! мы знаем, что Ты учитель, пришедший от Бога; ибо таких чудес, какие Ты творишь, никто не может творить, если не будет с ним Бог. Иисус сказал ему в ответ: истинно, истинно говорю тебе, если кто не родится свыше, не может увидеть Царствия Божия. Никодим говорит Ему: как может человек родиться, будучи стар? неужели может он в другой раз войти в утробу матери своей и родиться? Иисус отвечал: истинно, истинно говорю тебе, если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие. Рожденное от плоти есть плоть, а рожденное от Духа есть дух. Не удивляйся тому, что Я сказал тебе: должно вам родиться свыше. Дух дышит, где хочет, и голос его слышишь, а не знаешь, откуда приходит и куда уходит: так бывает со всяким, рожденным от Духа. Никодим сказал Ему в ответ: как это может быть? Иисус отвечал и сказал ему: ты - учитель Израилев, и этого ли не знаешь? Истинно, истинно говорю тебе: Мы говорим о том, что знаем, и свидетельствуем о том, что видели, а вы свидетельства Нашего не принимаете. Если Я сказал вам о земном, и вы не верите,- как поверите, если буду говорить вам о небесному? Никто не восходил на небо, как только сшедший с небес Сын Человеческий, сущий на небесах. И как Моисей вознес змию в пустыне, так должно вознесену быть Сыну Человеческому,дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную".
Христос Воскресе!
В сегодняшнем Евангельском чтении мы слышим о том, как к Христу пришел один из влиятельных иудейских религиозных учителей, фарисей Никодим. Пришел ночью, так как он надеялся, что ночью никто не узнает о его визите, а также и потому, что ночью Господа не окружала толпа. Можно было спокойно задать все интересовавшие Никодима вопросы.
Никодим своим первым вопросом показал, что хоть и отличается от прочих фарисеев, пребывающих в гордыне, в греховном ослеплении, но все равно еще не узнал в Иисусе Самого Воплотившегося Бога. Никодим обращается к Спасителю как к Пророку: "Равви'! мы знаем, что Ты учитель, пришедший от Бога; ибо таких чудес, какие Ты творишь, никто не может творить, если не будет с ним Бог".
Христос же желает приоткрыть Ему кто Он, сказать о цели, с которой Он, Бог, стал Человеком. Для этого Он отвечает ему так, чтобы новые вопросы, возникающие у Никодима и ответы на них Христа, помогли тому утвердиться в вере: "Иисус сказал ему в ответ: истинно, истинно говорю тебе, если кто не родится свыше, не может увидеть Царствия Божия. Никодим говорит Ему: как может человек родиться, будучи стар? неужели может он в другой раз войти в утробу матери своей и родиться? Иисус отвечал: истинно, истинно говорю тебе, если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие". Христос говорит Никодиму о духовном рождении, а тот не понимает. Чтобы войти в Царство Небесное не достаточно получить какие-то знания, пройти какие-либо обряды.
Архимандрит Павел (Груздев) говорил: "Христианин не тот, кто называет себя этим священным именем, а тот, кто живет по-христиански. Кто не христианин в жизни — тот не христианин и в сердце, а христианство на устах — только обман Бога и людей. «Не вем вас», — говорит Господь всем таким христианам".
Для христианской жизни нужно духовное рождение, даруемое Благодатью Божией в таинстве Крещения, в таинстве покаяния. Даруется оно искренно желающим, и не просто обещающим исправить свою жизнь, но умирающим для жизни греховной и рождающимся для Небесного Царства.
"Рожденное от плоти есть плоть, а рожденное от Духа есть дух" - нет смысла второй раз рождаться по плоти. Все, рожденные по плоти, подчинены смерти, болезням. Для спасения необходимо духовное рождение.
"Не удивляйся тому, что Я сказал тебе: должно вам родиться свыше. Дух дышит, где хочет, и голос его слышишь, а не знаешь, откуда приходит и куда уходит: так бывает со всяким, рожденным от Духа". Действие Духа Божия непостижимо, оно уподобляется здесь действию ветра - мы не видим его, но ощущаем.
"Никодим сказал Ему в ответ: как это может быть? Иисус отвечал и сказал ему: ты - учитель Израилев, и этого ли не знаешь?" Смысл вопроса Никодима таков: "что следует сделать, чтобы родиться свыше?" С легким укором Христос напоминает ему о том, что он, один из религиозных лидеров, должен был бы знать ответ на этот вопрос.
"Истинно, истинно говорю тебе: Мы говорим о том, что знаем, и свидетельствуем о том, что видели, а вы свидетельства Нашего не принимаете". Некоторые толкователи видят здесь указание на Христа и Иоанна Крестителя, проповедь которых раздавалась в то время, но была отвергнута иудейскими старейшинами.
"Если Я сказал вам о земном, и вы не верите,- как поверите, если буду говорить вам о небесном?" Господь не может в Своей проповеди прямо свидетельствовать о тайнах Небесного Царства из-за духовной немощи слушателей. Он не говорит явно о Боговоплощении, использует притчевый язык.
"Никто не восходил на небо, как только сшедший с небес Сын Человеческий, сущий на небесах" В Рождестве Господь воспринял в Свою Ипостась (наиболее близкое по значению русское слово - Личность) человеческую природу (у каждого из нас одна личность - конкретный человек, и одна природа - человеческая, а Он в Свою Ипостась воспринял природу человеческую, а Божественную имел всегда как Бог). Оставаясь Богом, стал и Человеком. Вечный Бог родился по человеческой Своей Природе от Девы Марии.
И как Моисей вознес змию в пустыне, так должно вознесену быть Сыну Человеческому, дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную". Говорится и о цели Боговоплощения. Когда израильтяне под предводительством Моисея шли через пустыню в Землю обетованную, в одном месте им встретилось множество ядовитых змей. Немало евреев умерло от укусов. Моисей, по повелению Божию изготовил медного змия и водрузил его в виде знамени. Всякий укушенный, взиравший с верой на медного змия, оставался жив. Господь Сам теперь говорит, что это был прообраз Его Креста. Он пришел, чтобы на Кресте взять на Себя наши грехи, чтобы в Себе Самом человеческую природу обновить и исцелить, а нам дать средства приобщиться к этой обновленной человеческой Природе, которую Он исцелил в Себе Самом. Это таинства Крещения и Причащения.
Сколько дивных примеров избавления от греховной смерти, святости знает Церковь. Из жизнеописания святых подвижников становится понятно, что это не просто философская теория. Слова Христа сбывались и будут сбываться до скончания века в житиях преподобных, праведных, мучеников, всех святых. Должны сбываться и на нас. Решимость к этому мы выразили в крещении.