23 апреля 2022. Страстная седмица. Великая Суббота.
Сегодня Церковь вспоминает снятие Тела Иисуса с Креста, Его погребение и сошествие Его души во ад. Господь так возлюбил людей, что не оставил их, оставивших Его своими грехами. Чтобы спасти людей, не пожелавших жить по заповедям и вкусивших, как результат, болезни, страдания, смерть, Господь Сам стал человеком. Пожелал пройти весь путь отпавшего человека, понести все его страдания. Дошел до самого дна - до смерти, чтобы нас от смерти избавить. Возвести в Свое Царство.
На богослужении сегодня читаются отрывки из ветхозаветных Книг Священного Писания - паремии, в которых предуказывалось о Великих и страшных событиях Великой Субботы.
1-я паремия: Быт 1, 1-13. В ней повествуется о Боге - Творце мира. Именно этот Господь воплотился и распялся за нас. Положил основание новому миру, новому Царству.
2-я паремия: Ис 60, 1-16. Это пророчество было произнесено пророком Исаией после того как Иерусалим был разрушен вавилонянами. Пророк говорит о том, что это не конец, Господь не только еще явит славу Иерусалима, но и город этот будет образом Нового Иерусалима - Царства Небесного. В него войдут верные из иудеев и уверовавшие из языческих народов. Отринувшие Господа погибнут. Паремия читается Церковью, поскольку сегодня вспоминается нахождение Спасителя во гробе. Оно образно изображается в этом чтении. Кажущаяся победа врагов Христа и печаль учеников от смерти Спасителя, продлятся недолго. Воскреснет Господь и явится Его Царство.
3-я паремия: Исх 12, 1-11. В ней говорится об установлении ветхозаветной Пасхи, об избавлении иудеев из египетского рабства. Ягненок, которого закалали в тот день иудеи, был образом Христа. Кровь того ягненка, нанесенная на косяки дверей, избавила еврейских детей от ангела смерти. Это образ Крови Христовой, которой Господь омыл наши грехи.
4-я паремия: Иона 1, 1-16; 2, 1-11; 3, 1-10; 4, 1-11. Говорится о пророке Ионе. Не пожелав исполнить волю Божию и пойти с проповедью в Ниневию к языческому народу, Иона был поглощен крупным морским животным. Во образ трехдневного нахождения Спасителя во гробе, он находился в его чреве три дня и три ночи. Когда с покаянием взмолился Богу, был выброшен на берег. Жители Ниневии покаялись, услышав слова пророка, и Господь остановил уничтожение города, но Иона стал скорбеть об этом, так как ниневитяне были врагами иудеев. Тогда Господь иссушил растение, под которым Иона укрывался от солнца. Господь сказал пророку: "ты сожалеешь о растении, над которым ты не трудился и которого не растил, которое в одну ночь выросло и в одну же ночь и пропало: Мне ли не пожалеть Ниневии, города великого, в котором более ста двадцати тысяч человек, не умеющих отличить правой руки от левой, и множество скота?"
5-я паремия - Ис Навин 5, 1-10. Говорится об окончании странствования иудеев по пустыни. Сам Господь и Гавриил - предводитель ангельских воинств вводят их в землю обетованную. Это прообраз спасения людей и того, что Господь укрепляет нас в духовной брани.
6-я паремия Исх 13, 20 - 15, 19. В ней также описывается чудесное избавление иудеев из египетского рабства. Море расступилось пред иудеями, бежавшими из Египта. Богоизбранный народ прошел по дну моря, по образовавшемуся коридору. Над войском фараона, погнавшимся за ними, воды сошлись и потопили преследователей. Это образ того, что верующие в Господа будут избавлены Христом от смерти. Враги же нашего спасения погибнут.
7-я паремия Соф 3, 8-15. Господь через пророка Софонию говорит о грядущем суде над всеми народами. Истинный Израиль, то есть все верующие в Бога и борющиеся с грехами, спасутся. Господь очистит их грехи.
8-я паремия 3Цар 7, 1 и 8 - 23. Говорится о ветхозаветном чуде - воскрешение пророком Илией умершего сына вдовы в Сарепте Сидонской. То воскрешение было образом будущего воскресения мертвых, дарованного людям Спасителем в Своем Воскресении. Воскрешения и тел и душ от грехов.
9-я паремия Ис 61, 10-11, 63, 1-5. Говорится о принявших спасение, дарованное нам крестными страданиями и Воскресением Спасителя. Царство Христа, блаженство верующих в нем, уподобляется пророком Исаией радости, в которой пребывают жених и невеста.
10-я паремия Быт 22, 1-18. Повествуется об Аврааме. Авраам посвятил всю жизнь Богу. Господь говорил с ним, являл Свою Славу в его жизни. Однажды Авраам получил от Бога указание принести в жертву своего долгожданного сына Исаака. Не сомневаясь в необходимости так поступить, Авраам собирался исполнить Божие повеление, но в последний момент был остановлен ангелом. Жертвоприношение Авраама было прообразом Крестных Страданий Спасителя. Бог Отец отдал Своего Сына на смерть за грехи людей. Авраам явился предком по плоти Богородицы, Которая родила Христа.
11-я паремия Ис 61, 1-9. Приводится ветхозаветное пророчество о Христе. О Его земной жизни и плодах Крестной Смерти - радостной жизни уверовавших в Евангелие.
12-я паремия 4Цар 4, 8-37 Повествуется о воскрешении пророком Елисеем юноши, которое также было образом будущего воскрешения мертвых, даруемого нам Воскресением Христовым.
13-я паремия Ис 63, 11 - 64, 5. В паремии повествуется о скорби иудеев в вавилонском плену. Это образ скорби учеников Христовых при погребении Спасителя. Звучит исповедание грехов и надежда лишь на милость Божию.
14-я паремия Иер 31, 31-34. Иудеи нарушили Ветхий Завет. Господь через пророка обещает заключить с верующими Новый. Ветхий был написан на каменных скрижалях, Новый будет написан в сердцах. Дух Святой, который сойдет в День Пятидесятницы, будит учить христиан духовной жизни.
15-я паремия Дан 3, 1-88. Говорится о еврейских отороках, находившихся в вавилонском плену. Когда вышло распоряжение царя поклониться идолу, они отказались так сделать. За то были брошены в горящую печь, но ангел Господень избавил их. В огне они ходили и молились Богу. Избавление иудейских отроков было образом нашего избавления от вечной смерти. Верные Богу, не желающие служить идолам - земному благополучию, ставящие на первое место свою душу, будут избавлены Господом от вечной смерти. Ветхозаветные чудеса готовили людей к принятию главного Чуда - Крестной смерти Спасителя, сошествию во ад и к Воскресению Христову.