3 мая 2022. Вторник седмицы 2-й по Пасхе. Евангельское чтение: Ин 3, 16-21.
"Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную. Ибо не послал Бог Сына Своего в мир, чтобы судить мир, но чтобы мир спасен был чрез Него. Верующий в Него не судится, а неверующий уже осужден, потому что не уверовал во имя Единородного Сына Божия. Суд же состоит в том, что свет пришел в мир; но люди более возлюбили тьму, нежели свет, потому что дела их были злы; ибо всякий, делающий злое, ненавидит свет и не идет к свету, чтобы не обличились дела его, потому что они злы, а поступающий по правде идет к свету, дабы явны были дела его, потому что они в Боге соделаны".
Христос Воскресе!
В сегодняшнем Евангелии мы слышим слова: "Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную". Среди огромного множества религиозных течений известных миру, есть только одно, сутью и главным смыслом которого является любовь Бога к людям. В христианстве, а во всей полноте именно в православии, Бог - это наш Любящий Отец. Его любовь к людям постоянно проявляется на деле.
Проявилась она и когда были сотворены первые люди, ведь цель их сотворения, как говорили святые, лишь одна - чтобы они были счастливы. И когда человек был приведен в мир как царь. И когда человеку был дан образ Божий, дана свобода. Господь свободен и не калечит в нас Свой же образ. Бог царствует, и человеку, Своему образу, дал царствовать над своей душой. Потому Он не ведет нас насильно к добру.
Больше всего Его любовь к людям проявилась после того, как люди, прельстившись в раю словами дьявола, отпали от Него. Люди оставили Бога, а Бог их не оставил. Не предал предавших Его людей на заслуженные вечные мучения, но путем скорбным повел человечество к пониманию того, что путь, которым оно пошло, неверен. Для того, чтобы сами люди пожелали другой жизни, чтобы каждый человек добровольно и окончательно решил, нужен ли ему Бог.
Люди оставили Бога, живя в грехах стали Его врагами. Падшая человеческая природа стала постоянно совершать злые поступки. Даже добро в нас оказалось смешано со злом. Как Бог мог спасти людей, не нарушая их свободной воли? Недостаточно было просто простить их. Ведь от этого люди не стали бы лучше. А если просто простить и ввести всех людей в рай, то это уже будет не рай - там будут продолжаться предательства, убийства, жестокость, не прекратятся проявления эгоизма, самолюбия, греховной нечистоты.
Ещё до сотворения мира Господь предвидел все это. Знал какова будет цена вечной жизни людей в Небесном Царстве, цена того счастья, для которого человек и был сотворен.
По мысли многих толкователей, на иконе "Троица" преподобного Андрея Рублева, изображен Бог Троица. Изображен так, как некогда Он явился Аврааму - в виде трех странников. Взят этот образ и изображено событие, имевшее место задолго до того - Божественный Совет перед сотворением мира и человека. На Руси во времена преподобного Андрея Рублева этот Совет описывался так: "Отец говорит Сыну: «Создадим мир!», и Сын отвечает: «Да, Отче!». «Но этот мир, — продолжает Отец, — отпадет от своего пути, и для того, чтобы его спасти, Тебе придется стать человеком и умереть». «Да будет так!» — говорит Сын…", и благословляет чашу, очень похожую на потир, каким он был во времена преподобного Андрея Рублева - чашу для совершения литургии. В чаше изображена голова жертвенного животного. Средний Ангел ее благословляет. И Сам Он изображен как бы в чаше - два других Ангела Своими фигурами образуют чашу, в которой Он находится. Потому на этой иконе, в образе Троицы, написанном преподобным Андреем, мы видим не только троичность, но и единство.
В чем единство? Каждый из трех Ангелов таинственно изображает одну из Ипостасей Единого Бога - Отца, Сына и Святого Духа. Но мы видим и нечто, что лежит в основе того, что Три Ипостаси это не три Бога, а Один Бог. Их объединяет главное свойство Божие: "Бог есть любовь, и пребывающий в любви пребывает в Боге, и Бог в нем". ( 1Иоан.4:16). Любовь всегда объединяет. У любящих друг друга мысли и желания близки, у ненавидящих противоположны. А Бог - Совершенная Любовь.
У всех Трех Ипостасей Святой Троицы, в отличие от трех людей, одна воля и одно действие. Как Три могут быть Одним Богом невозможно понять тому, кто сам не живет любовью. Кто привык относиться к другому как к кому-то, кто его ущемляет и ограничивает. Напротив, это понятнее тому, кто живет любовью, самоотверженной заботой о ком-либо.
Итак, для спасения мира Бог Сын, Вторая Ипостась Святой Троицы (Одного Бога в Трех Ипостасях), становится Человеком, чтобы принести Себя в Жертву за людей.
Любовь - это отношение Бога к каждому из нас. Люди Его оставили, а Он их не оставил. В Рождестве в Свою Ипостась Бог Сын воспринял человеческую природу. Оставаясь Истинным Богом, стал и Истинным Человеком. Для того, чтобы по этой человеческой природе пострадать и умереть за нас, чтобы нас избавить от вечных страданий и вечной смерти.
Чтобы стать Вторым Адамом, который, в отличие от первого Адама, прошедшего путь от Бога в бездну, пройдет по человечеству Своему противоположный путь, путь послушания и жертвенной любви, примет крестную, рабскую смерть. А спустя три дня воскреснет и вознесется, чем обновит и освятит человеческую природу, но лишь в Самом Себе. Ведь человек - образ Божий, он свободен. Потому насильно Бог не станет никого обновлять и освящать.
Людям Спаситель дал церковные таинства - крещение, исповедь, причастие, в которых все искренно желающие жить с Богом, жить по Его заповедям, приобщаются к той обновленной, освященной, исцеленной человеческой природе, которую Он освятил в Себе Самом.
Теперь мы не бессильны против греха, если приступаем ко Христу. Пусть и с большим трудом, но можем, укрепляемые Богом, жить свято. Господь сделал все возможное для нашего спасения, оставил каждому выбор, и через голос совести, словами Священного Писания, призывает каждого в Свое Царство.
Итак, главное, в чем проявилась Божия любовь к нам - что Бог Отец, первая Ипостась Бога Троицы, отдал Своего Сына, являющегося Второй Ипостасью Святой Троицы на смерть по человеческой природе, воспринятой Им в Рождестве для спасения людей. Или вкратце, что Бог вочеловечился и умер нашего ради спасения на Кресте.
Иногда люди ошибочно говорят: "все равно как верить, Бог то один. Одни идут к Нему одной дорогой, другие другой. Все религии ведут к одному Богу". В том-то и дело, что например, Москва одна, но это не значит, что по какой дороге не пойдешь, прийдешь именно в этот город. Только в христианстве, а во всей полноте только в православии, мы можем сказать, что Бог это Любящий Отец. Потому Он и стал Человеком, чтобы умереть за отпавшего от Него человека и избавить его от вечной смерти. Некоторые другие религии согласны с христианством в том, что Бог Всемогущий. Что Он Творец, Справедливый, Судья. Но в них ничего не говорится о главном, о том, что Бог любит людей, о том, как проявилась Его любовь, о том, что сделал Бог, чтобы спасти от страданий тех кого Он любит, кто Его предал.
Итак, одни идут к Любящему Отцу, другие к Справедливому Судье. Одинаковы ли отношения между отцом и сыном и судьей и подсудимым? Отец всегда готов отдать за сына жизнь, а судья? Вынесет приговор подсудимому и сам сядет за него на десять лет в тюрьму? Или пойдет на расстрел? Как диаметрально противоположны отношения между отцом и сыном и судьей и подсудимым, так различны и цели, к которым ведут христианство и иные религии.
Для того, чтобы не лишиться Небесного Царства, дарованного нам Любящим Богом, мы должны уже сейчас, при содействии таинств церковных и исцеляющей благодати Божией, действующей в них, начать жить любовью к Богу и ближним, встать на путь покаяния и спасения.