21 апреля 2022. Великий Четверг. Воспоминание Тайной Вечери. Евангельское чтение: Мф., 107 зач., XXVI, 1-20. Ин., 44 зач., XIII, 3-17. Мф., 108 зач. (от полу́), XXVI, 21-39. Лк., 109 зач., XXII, 43-45. Мф., 108 зач., XXVI, 40 - XXVII, 2. Ин., 44 зач., XII
В сегодняшнем Евангельском чтении повествуется о событии, произошедшем в четверг последней недели земной жизни Господа Иисуса Христа. Будучи с учениками на трапезе, Он установил таинство Евхаристии. Под видом хлеба и вина преподал им Свои Тело и Кровь: "когда они ели, Иисус взял хлеб и, благословив, преломил и, раздавая ученикам, сказал: приимите, ядите: сие есть Тело Мое. И, взяв чашу и благодарив, подал им и сказал: пейте из нее все, ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов".
Также добавил: "сие творите в Мое воспоминание". В таинстве Причащения, совершаемом в Церкви и поныне, Господь преподает нам Свои Тело и Кровь, преподает нам Себя Самого. С Ним мы теснейшим образом соединяемся, если приступаем к этому таинству с верой и покаянием. Спаситель подает нам Себя, чтобы, как Он воскрес, и мы воскресли в жизни будущего века. И чтобы уже здесь наши души, мертвые по грехам, воскресли для жизни обновленной, святой.
Почему Господь, установив это таинство, использовал хлеб и вино? Почему пожелал чтобы именно они на литургии непостижимым образом прелогались в Его Тело и Кровь? Святые отцы так отвечали на этот вопрос. Хлеб необходим нам для жизни тела. А в причастии нам подается духовная пища, необходимая для жизни души. Также хлеб - образ нашего единства друг с другом во Христе. К этому единству призваны христиане. В разных уголках поля, говорит блаженный Августин, растут разные колосья, в них находятся разные семена. Их собирают, перемалывают в муку и выпекают хлеб. Кто сможет отличить в нем одно зерно от другого? Хлеб это образ Царства Небесного, в котором живут не эгоизмом, но любовью к Богу и ближним.
А почему используется вино, а не вода? Потому, что Господь подает всякому духовную радость, а не только жизненно необходимое. Вино - библейский образ радости: "вино веселит сердце человека" (Пс 103, 15).
Слова Спасителя, призывающие нас к причастию, до сих пор звучат на каждой литургии. Слышим ли мы их? Святой праведный Иоанн Кронштадтский говорил, что если бы не это таинство, его душа уже давно бы вверглась в бездну адскую. Причастие необходимо всем, осознавшим свою греховность и желающим спастись. К причащению стараются приступать не реже четырех раз в год, в дни многодневных постов. Предварительно каются на исповеди в своих грехах, постятся несколько дней (если позволяет здоровье) и читают по молитвослову специальные молитвы перед причащением. Каждый раз, приступая к причастию, мы неизъяснимым, таинственным образом становимся участниками той самой тайной вечери, которую совершил Спаситель около двух тысяч лет назад. Иоанн Златоуст говорит, что причащение - великий и чудный дар. Ангелы завидуют людям, которым дана возможность вкушать Тело и Кровь Господа, становиться Его сотелесниками.
Блаженный Августин так изливал свое славословие Богу, установившему это таинство: "Твоя Премудрость могла бы сотворить, могла бы создать для человека еще более чудные цветы на нивах, но Твою Любовь Ты исчерпал до конца в Божественной литургии. И вот почему: в литургии Христос отдает Себя верным, Тело Свое и Кровь Свою животворящую".